"Брутальная школа американских девелоперов и не менее брутальная – криворожской команды". Украинские политологи оценивают сделку Киева с США

The New York Times, ссылаясь на неназванного украинского чиновника, сообщила, что представители администрации президента США пытались исключить формулировку о гарантиях безопасности из соглашения о совместном доступе Украины и США к украинским природным ресурсам.

Источник рассказал, что соответствующую фразу добавили в черновики только на поздних этапах переговоров. The New York Times получила копию соглашения от 24 февраля. В ней говорится: "Правительство Соединенных Штатов Америки поддерживает усилия Украины получить гарантии безопасности, необходимые для создания прочного мира". Такую же формулировку ранее привело украинское издание "Экономическая правда", публиковавшее полный текст соглашения.

В предыдущих проектах фраза о гарантиях безопасности отсутствовала, отмечает NYT. Но текущая формулировка не говорит о том, какие обязательства на себя возьмут США, чтобы обеспечить безопасность Украины.

В проекте соглашения также есть фраза о том, что США предпримут "шаги для защиты взаимных инвестиций", что, по мнению издания, предполагает, что американцы обеспечат охрану месторождений полезных ископаемых, некоторые из которых расположены вблизи линии фронта.

Позже президент США Дональд Трамп, выступая 26 февраля на первом заседании кабинета министров, заявил, что Соединенные Штаты не станут предлагать Украине значительные гарантии безопасности.

"Я не собираюсь давать гарантии безопасности сверх того, что есть. Мы поручим это Европе, потому что, как вы знаете, речь идет о Европе, это их сосед", – пояснил Трамп.

Ожидается, что Зеленский приедет в Вашингтон 28 февраля, чтобы подписать соглашение о природных ресурсах.

Будущую сделку в эфире Настоящего Времени прокомментировали украинский политолог Олег Саакян и политтехнолог Сергей Гайдай.

Олег Саакян: "Всем ключевым задачам этот договор соответствует"

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Как относиться к сделке США и Украины? Отвечает украинский политолог

Олег Саакян сообщил Настоящему Времени, что, несмотря на отсутствие четких гарантий безопасности, считает сделку выгодной.

"Всем ключевым задачам этот договор соответствует. Во-первых, мы увидели, что все неприемлемые позиции Соединенных Штатов оттуда были убраны: и долговых обязательств нет, и полного контроля Соединенных Штатов за фондом, и министерского уровня, когда министр финансов Соединенных Штатов приезжает и ожидает, что он с президентом Украины будет подписывать данный договор. Теперь уже видим, что подписываться он будет на встрече лидеров. Это было важно для Украины: чтобы произошла встреча Зеленского и Трампа до того, как произойдет встреча Трампа и Путина.

Также мы видим, что Трамп уже заявляет на фоне этих договоренностей, что военная поддержка Украины может быть продолжена. Уже не о каком-то эфемерном мире. Говорит о продолжении санкций по России, хотя, конечно же, упоминает пассаж о том, что хотелось бы с Россией торговать.

Также очень важно, что этот договор и то, ради чего вообще Украиной и вводилась тема про украинские недра, — это не столько про реальные гарантии безопасности. Конечно, это программа максимум. Мы все прекрасно понимали, что это завышенная планка. В действительности это создает ключевое: идеологическое подспорье для поддержки Соединенными Штатами Украины, причем устами самого же Трампа поясняя самим же трампистам", – пояснил Саакян.

По его словам, главное, что занесено в договор, – это инвестиции США в Украину.

"И Трамп теперь не в языке байденовских ценностей (поддержка хороших парней против плохих парней), а в своем языке цинизма и прагматизма может сказать своим избирателям: "Да, там нет хороших ребят, мы не считаем, что кто-то из них прав, не прав, но Украину поддерживать нам выгодно – мы от этого получаем конкретные дивиденды и возвращаем деньги, которые были проинвестированы". Он получил свою маленькую быструю победу в первые сто дней, понимая прекрасно, что завершить войну не удастся. И 24 часа – это был абсолютный фейк и миф.

И теперь на украинском направлении у него есть что презентовать своим избирателям, получить политическую победу. А для Украины есть подспорье для того, чтобы работать над военной поддержкой нас в противостоянии с Россией", – отмечает Саакян.

Политолог подчеркивает, что рамочное соглашение носит характер декларации.

"С украинской стороны мы понимаем, что для того, чтобы запустить процесс добычи редкоземельных металлов, необходимо очень много условий: и безопасности, и компаний, этот фонд сначала создать, геологическую разведку, все остальное. И все это будет происходить уже даже не при администрации Трампа. В действительности, если говорить о финансовом выхлопе, об остальном, то, конечно, сейчас об этом не идет никакой речи. Для Трампа сейчас исключительно идеологический и политический шаг – продемонстрировать победу. А для Украины это возможность обеспечить подспорье для поддержки", – уверен Саакян.

Комментируя положение договора о том, что 50% будущих доходов Украины от разработки ресурсов будет направляться в инвестиционный фонд, политолог отмечает: "На сегодняшний день это 50% от ничего".

"Если мы говорим о завершении боевых действий и восстановительном процессе Украины, у нас будет дефицит электроэнергии. И как минимум для того, чтобы хотя бы разрывать эти карьеры, необходимо будет сначала реакторы построить, много чего другого сделать. Поэтому это все дальняя перспектива. Деньги, которые сейчас туда записываются, это фактически пока что 50% от того, что будет создано. А чтобы это было создано, еще необходимо сделать огромнейшее количество шагов. Поэтому я бы сейчас не ожидал того, что послезавтра в украинских огородах резко начнут копать литий, уран и добывать прочие редкоземельные ресурсы либо углеводороды", – добавил эксперт.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Что ждет США, Европу, Украину после Мюнхенской конференции?

Несмотря на критику сделки оппонентами Зеленского, политолог не ожидает внутри страны протестов и раскола. По его словам, в Украине не считают, что переговорным процессом действительно завершится война.

"Все прекрасно понимают сложную ситуацию Украины. Власть старается быть максимально здесь прозрачной. Договор уже опубликован в медиа, Зеленский уже его прокомментировал. И это дополнительный момент демонстрации, что украинская власть перед украинскими гражданами отчитывается относительно того, где даже какая запятая будет стоять, – указал эксперт. – Зеленский таким образом показывает, что отражает волю общества на фоне трамповских заявлений про диктатора, четыре процента поддержки и, в общем, других абсолютно вздорных историй, которые не имеют никакого основания под собой".

Кроме того, до самой встречи с американским лидером в договор могут быть внесены коррективы. И это будет неудивительно, заметил Саакян.

"Надо понимать, что Трамп работает не с фактами, а с интерпретациями и часто продуцирует фейки, потому что ему необходимо продемонстрировать некое отношение к проблеме. Украина в таком режиме живет с 2014 года, работая с Россией, которая ровно так же ведет кампании дезинформации. Трамп здесь ничего нового не придумал, пользуется механизмом постправды. В Украине это прекрасно знают и тоже поднимают ставки и ведут переговоры в достаточно жестком стиле. Ну что ж, брутальная школа американских девелоперов-застройщиков сейчас работает с не менее брутальной криворожской менеджерской командой украинских властей, которые выросли в 80-х и олигархической украинской экономике 90-х, двухтысячных. Кто кого – увидим в результате. Думаю, что обе команды сойдутся как раз на взаимовыгодном соглашении, а экстремумы будут откинуты", – отметил политолог.

По вопросам безопасности в Украине сейчас больше рассчитывают на европейских партнеров, добавил он: "Мюнхенская конференция, которую уже в Украине окрестили "Мюнхенской небезопасностной конференцией", четко продемонстрировала, что в Европе критически возрастает количество лидеров, которые понимают, что они оказались сейчас в одной лодке с Украиной, между путинской наковальней и трамповским молотом".

Сергей Гайдай: "Принимать решения без диалога и обсуждения с населением – неправильно"

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Сергей Гайдай – о сделке Киева и Вашингтона

Сергей Гайдай считает, что главная проблема данной сделки в том, что о ее сути не знают ни эксперты, ни украинские граждане. По его словам, известен только общий контекст: было некое предложение от Трампа, оно было отвергнуто как несправедливое, а сейчас появилось другое предложение, которое устроило президента.

"В принципе, подобные договоры, даже учитывая не военное время, а то, что США хотели бы принимать участие в разработке редкоземельных металлов, – это нормально. США приносит технологии, помогает их развивать. Со временем постепенно часть той собственности, которую берет США, возвращается назад в страну. Это проходили и арабские страны, и везде, где США своими компаниями разрабатывали те или иные нефтяные, газовые или другие месторождения, – объясняет политолог. – Но проблема в следующем: украинский народ хорошо знает Конституцию в той части, что все это принадлежит украинским гражданам, это записано в Конституции. И принимать решения без диалога и обсуждения с населением, которое в данный момент несет все тяготы войны, не объяснять, что же мы получим взамен, – это неправильно. Потому что даже сам президент говорит, что там нет четкого и ясного механизма безопасности взамен".