В канун годовщины российского вторжения в Украину на пресс-конференции Владимир Зеленский заявил, что готов покинуть свой пост, чтобы остановить войну либо чтобы Украина получила членство в НАТО, а также еще раз повторил, что выборы в Украине могут пройти только после отмены военного положения в стране.
Дональд Трамп также сделал ряд заявлений, в частности, подтвердил, что собирается закончить войну России против Украины. Трамп также выступал на Конференции консерваторов, где сказал, что "пытается вернуть" 350 миллиардов долларов, которые США предоставили Украине "просто так".
В свою очередь, Зеленский на пресс-конференции подчеркнул, что Киев оценивает помощь США в 100 миллиардов долларов и именно до этой суммы хотел бы сократить размер будущего фонда, в который должны вноситься поступления от добычи полезных ископаемых на подконтрольных территориях Украины.
Поможет ли Трамп закончить войну и в какие сроки и какую цену придется заплатить за это Украине – в эфире Настоящего Времени прокомментировали советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк, обозреватель Радио Свобода Виталий Портников и политолог-американист Александра Филиппенко.
Михаил Подоляк: Украина четко фиксирует свои интересы в сделке со странами-союзниками
"Война долгая, требует определенных ресурсов, в том числе у стран-союзников. Они, наверное, хотят видеть какие-то свои прибыли в этой войне. В данном случае Украина сама предложила разрабатывать совместно полезные ископаемые в том объеме, в котором мы можем предоставить эту возможность. Но, опять же, Украина при этом четко фиксирует свои интересы, – говорит Михаил Подоляк. – Если мы считаем, что для Украины необходимо получить 20 систем противоракетной обороны класса Patriot, их общая стоимость порядка 30-32 миллиардов долларов, это может быть взносом в этот фонд. Но Украина хочет иметь ответы на два других вопроса, которые возникают в рамках таких бизнес-переговоров. Первое – это доходности, то есть как страны будут получать эти доходности от инвестиций в эти отрасли. Украина хочет иметь свое долевое участие, достаточно существенное. И второй аспект – это гарантии безопасности. То есть без существенных гарантий безопасности, без того, чтобы Россия понимала те риски, которые будут для нее нарастать в случае повторных агрессий, конечно же, подписывать никакие экономические договора нет целесообразности".
Виталий Портников: У Трампа и Путина разные подходы к окончанию войны
Виталий Портников считает, что у Дональда Трампа есть шансы во время своего пребывания на посту главы американского государства завершить войну, но только в том случае, если в России действительно сложная экономическая ситуация, которая чревата крахом режима.
"Если экономическое положение России позволяет продолжать войну и президент Путин не уверен, что в случае перехода от активной фазы боевых действий к политическому процессу ему удастся дестабилизировать Украину, война будет продолжаться до последнего дня пребывания президента Трампа в должности главы американского государства. Эта простая формула, к самому президенту Трампу она не имеет особого отношения, разве что президент Трамп будет усиливать санкции против России, добиваться того, чтобы Россия не могла продавать нефть Китайской Народной Республике, Индии, находить новые танкеры и более активно помогать Украине большим количеством денег, потому что те деньги, которые были до этого времени предложены Украине, недостаточны", – говорит он.
По словам Виталия Портникова, Дональд Трамп хотел бы, чтобы переговоры об окончании войны шли после объявления перемирия, но Владимир Путин, который понимает, что он вряд ли выиграет от перемирия, хотел бы, чтобы переговоры шли на фоне продолжения и ужесточения войны.
"Это два подхода, и пока что нет ни малейших признаков того, что их можно согласовать", – уверен журналист.
Александра Филиппенко: Заключение мира для Трампа – сделка
По словам Александры Филиппенко, заключение договора о мире в Украине для Трампа – в первую очередь сделка, поэтому сейчас можно наблюдать отход от идеологической поддержки Украины как союзника, как страны, на которую напали, к поддержке Украины как потенциально финансово необходимой стороны для Дональда Трампа и США.
Что касается высказываний Трампа о том, что Путин хочет закончить войну на фоне данных разведки США о том, что Россия не собирается останавливаться, Александра Филиппенко уверена: слова Трампа и слова представителей его администрации стоит рассматривать в качестве некоторой тактики, в том числе тактики затягивания России в переговорный процесс именно в связи с пониманием, что у России в действительности нет желания закончить войну.
"Пит Хегсет, руководитель Пентагона, министр обороны США, давал интервью Fox News и сказал, что он не может сейчас комментировать никаким образом слова Дональда Трампа о том, кто начал войну, именно потому что он не хочет ставить под угрозу некоторые договоренности, переговорный процесс, который находится в самом начале, – говорит политолог-американист. – Вероятно, Дональд Трамп и его администрация понимают, что Владимиру Путину и его окружению очень важен внешний антураж".