Победивший на выборах президента США Дональд Трамп в разговоре с телеканалом NBC News заявил, у его будущей администрации "нет выбора" в вопросе о массовой депортации нелегальных мигрантов из США. А телеканал CNN заявил, что соратники избранного президента и некоторые представители частного сектора тайно готовятся к масштабным задержаниям и депортации мигрантов. Об этом CNN сообщили четыре источника, знакомые с ходом обсуждений. То есть и так незавидное положение тех, кто пытается легализоваться в США, в ближайшие месяцы может только ухудшиться.
"12 сентября, после того, как мою личность проверили, мне было выдано официальное решение о получении мной убежища в США. Но даже после этого мой офицер в Imperial по фамилии Феррари не захотела меня выпускать на свободу в США", – рассказывает Альберт Хамитов. В сентябре 2023 года он уехал из России в Мексику после того, как его избили в Москве. В мае 2024 года Альберт перешел границу США и запросил убежище. Уже шестой месяц он находится в американском детеншене – специальной иммиграционной тюрьме, в которых люди ждут решения о предоставлении убежища. В поддержку Альберта и других русскоязычных квир-персон в детеншенах правозащитная организация Ours in the USA запустила кампанию #EndLGBTDetention.
"Когда Альберт заявил о том, что уходит на сухую голодовку, это уже крик о помощи. Мы уже не можем заниматься тем, что просто успокаиваем их. Мы должны вступиться за них. Задача EndLGBTDetention – повысить видимость наших ребят там, потому что это уязвимая группа", – говорит активист организации Кирилл. По данным Ours in the USA, в американских детеншенах сейчас находится 53 ЛГБТ-персоны из России. Еще недавно среди них была Стефания. Она решила уехать из России после признания Верховным судом несуществующего "движения ЛГБТ" экстремистской организацией. В США у Стефании живет невеста Катя, у которой есть грин-карта и которая смогла выступить спонсором. Раньше беженцев, у которых в США есть спонсоры, выпускали по УДО. Но Стефания провела в детеншене Техаса более полугода и вышла только 31 октября: "Складывалось впечатление, что они с июня месяца не смотрели наши дела и отложили в сторонку. Потому что это был не только случай в Техасе, не только в Луизиане, где часто были такие проблемы и оставляли до судов, но и в Калифорнии, и в Вашингтоне, и в других демократических штатах такая проблема появилась".
Стефания и еще 17 русскоязычных девушек многие месяцы сидели в иммиграционной тюрьме Техаса и наблюдали за тем, как гражданки других стран выходят на свободу каждые 2-3 недели. Редактор Just Got Lucky Ярослав Распутин в своем тексте о проблеме российских ЛГБТ-беженцев в США пишет, что у этой проблемы есть несколько объяснений. Пограничники могут бояться, что таким образом в страну попадают либо шпионы, либо бывшие наемники ЧВК "Вагнер", либо боевики ИГИЛ. Эти слухи – лишь попытка объяснить, почему русскоязычные люди на границе США вынуждены проводить так много времени. "Жутко несправедливо здесь то, что охотятся на людей с поддельными документами, а в заложниках держат 50 ЛГБТ-людей, которых реально ждет худшее в России. И они настолько дотасовались, они настолько доотправлялись их в республиканские штаты, что люди рассказывают истории, где им говорят: "Возвращайтесь в Россию, вы можете спокойно жить там как однополая пара. Вы можете даже там воспитывать детей, главное, на парады не ходите. Вам же Путин говорит, чтобы вы на парады не ходили, вот так и сделайте", – возмущается Ярослав.
Эксперты отмечают, что такое отношение на границе касается всех русскоязычных людей, а не только ЛГБТ-персон. Но именно квир-сообщество более организованно ведет правозащитную работу. По словам экспертов, самое пугающее в историях русскоязычных беженцев – это неизвестность. Они остаются один на один с системой и сидят в иммиграционной тюрьме, не зная, когда у них получится выйти. Все, на что они могут рассчитывать, это справедливый суд. А в ожидании процесса – на поддержку близких.
В комментарии Настоящему Времени американский юрист Игорь Слабых объяснил, чем, по его мнению, может объясняться ситуация вокруг русскоязычных квир-персон в иммиграционных тюрьмах США: "Достаточно много кейсов было, когда эти все истории придумывались, когда российские граждане просили политическое убежище, говорили о том, что "меня притесняли как гея", однако миграционные власти выясняли, что это неправда. Естественно, это привело к тому, что кейсы проверяются более глубоко, и получается, что те люди, которых реально притесняют, вынуждены страдать из-за тех, кто просто попытался обмануть американскую систему и получить по надуманным причинам убежище. Никто не оценивает в целом ситуацию с ЛГБТ в России. Оценивают каждого человека в отдельности. И мало просто сказать, что "я гей, меня притесняют в России" или "я боюсь, что меня притесняют, и поэтому я хочу политическое убежище", вы должны показать, что вас реально притесняли и было, за что притеснять".
Также юрист придерживается мнения, что американские власти, учитывая войну России против Украины и враждебные отношения Москвы и Вашингтона, проявляют повышенный интерес ко всем обладателям паспортов РФ: "Американские власти боятся "засланных казачков", агентов влияния, когда российское государство под видом тех, кто просит убежища, засылает людей. Поэтому очень часто можно встретить, что, скажем, одиноких людей задерживают чаще или же, например, если это семья с ребенком, то есть отца могут оставить в иммиграционной тюрьме, а мать с ребенком отпустить".
Еще Игорь Слабых уверен, что избранный президентом Дональд Трамп сделает все, чтобы реализовать свои антимиграционные предвыборные обещания: "Хватит ли у него сил и средств на то, чтобы выслать всех нелегальных мигрантов, – я сомневаюсь, хотя бы потому, что это очень дорого. Есть расчеты, которые показывают, что на это нужны десятки миллиардов долларов, которые Трампу никто не выделит. Но сейчас определяется, кто будет контролировать, республиканцы или демократы, нижнюю палату парламента. Если республиканцы, то у них тогда будет Конгресс и президент. И, возможно, они примут такой закон, который разрешит финансирование такой депортации. Пока сложно сказать. Но то, что ухудшится положение мигрантов при Трампе, я уверен на 100%".