Война России против Украины, которая длится уже три года, стала одним из ключевых событий XXI века и привела к огромным человеческим потерям, разрушив мировой порядок, установленный после Второй мировой войны. Однако внутри самой России последствия войны ощущаются неравномерно. Пока одни граждане почти не замечают происходящего или даже извлекают выгоду, другие расплачиваются за него своими правами, благополучием и жизнями.
Радио Свобода поговорила с россиянами о том, как война в Украине изменила жизнь в России.
"Денег хватает – разве что на новую машину не наскрести"
Для Дмитрия, отца двоих детей из Новосибирска, война России против Украины, которая длится уже три года, стала скорее досадной помехой, нежели катастрофой. IT-специалист, выступающий против политики Владимира Путина, столкнулся с падением доходов из-за западных санкций, ростом цен на многие товары, а также с тем, что его сын подвергается в школе, по его мнению, опасной пропаганде.
Но в целом Дмитрий, который всегда проводил отпуска на даче или в соседнем Алтае, признается: его жизнь после вторжения в Украину не сильно изменилась. В свои неполные 50 лет мужчина пережил немало потрясений: распад СССР в 1991 году, дефолт и обвал рубля в 1998-м, мировой экономический кризис 2008–2009 годов, который серьезно ударил по России.
"Санкции, конечно, создают трудности, ведь российское программное обеспечение все же уступает американским технологиям. Но денег мне хватает – разве что на новую машину не наскрести", – признает он, отмечая, что автомобили в России теперь "очень дорогие" и в основном китайские.
Как и другие собеседники Радио Свобода, Дмитрий попросил не указывать его фамилию из соображений безопасности, так как государство жестко пресекает любую критику.
"Никто из моих знакомых не испытывает реальных трудностей"
У матери двоих детей из Москвы, Виктории, в Украине есть родственники. Впрочем, шок и страх, характерные для первых дней войны, со временем улеглись. Дефицит некоторых лекарств, вызванный ажиотажным спросом в первые дни боевых действий, уже давно забыт. Рост цен на многие товары компенсировался увеличением зарплат, а появление за последние три года множества новых развлечений сделало жизнь в столице даже комфортнее.
Наибольший дискомфорт, по словам женщины, приносил запрет на поездки в Европу. Еще недавно Виктория ежегодно посещала европейские столицы – Париж или Рим, но с 2022 года она отдыхает преимущественно на Ближнем Востоке или внутри России. После того как Запад закрыл границы в ответ на вторжение, российский туристический бизнес перестроился. Теперь основными направлениями стали Алтай, Кавказ и Сочи на Черном море.
"Никто из моих знакомых не испытывает реальных трудностей, – добавляет она. – Но я живу в Москве, а в регионах ситуация совсем другая".
Испытание для регионов
Москвичи – за исключением политически активных граждан и представителей отдельных групп, таких как мигранты и ЛГБТ-сообщество – действительно в значительной степени избежали самых тяжелых последствий войны, включая мобилизацию, о чем упомянула Виктория.
Но в регионах – например, в приграничном Белгороде или в одной из беднейших частей Сибири, Бурятии – влияние войны ощущается намного сильнее. Здесь последствия варьируются от роста зарплат и увеличения числа рабочих мест до многочисленных смертей и увечий.
Именно жители регионов составляют большинство российских солдат на войне. Для них участие в боевых действиях стало своеобразным "лотерейным билетом": если удастся вернуться живым, можно рассчитывать на финансовое вознаграждение – невероятное по местным меркам. Зарплаты военных многократно превышают средние доходы, позволяя им купить первую квартиру, приобрести лучшую машину или, наконец, съездить за границу.
Высокие оклады играют ключевую роль в том, что мужчины из бедных регионов соглашаются отправиться на фронт. Многие из них называют службу в армии просто "работой".
Фактически война стала огромным перераспределением средств из государственного резервного фонда в пользу беднейших регионов – в виде зарплат военных, выплат за погибших и раненых, а также заказов на военную продукцию. В 2024 году Россия увеличила расходы на оборону на четверть – до 150 миллиардов долларов. Большинство российских военных заводов расположены в регионах.
"Военные траты породили потребительский бум по всей стране, а не только в Москве. Но это нестабильно: как только будет заключено мирное соглашение, этот рост прекратится, а доходы резко упадут", – сказал Радио Свобода Крис Уивер, основатель исследовательской компании Macro-Advisory.
Гробы и похоронные мешки
Однако война принесла России не только деньги, но и страдания. Хотя боевые действия ведутся в Украине, их последствия ощущаются и внутри страны-агрессора. Кремль скрывает потери, но в январе бывший министр обороны США Ллойд Остин заявил, что Россия уже потеряла более 700 тысяч человек убитыми и ранеными. Это колоссальная нагрузка на и без того хронически недофинансируемую систему здравоохранения. Больше всего погибших среди этнических регионов, таких как Бурятия.
В первые месяцы войны черные мешки с телами и гробы с солдатами, прибывающие в небольшие города и деревни, шокировали общественность. Теперь, спустя три года, количество убитых россиян исчисляется десятками тысяч, как показывают независимые расследования Idel.Реалии, "Би-Би-Си", "Медиазоны" и других СМИ. Кремль засекретил данные о потерях, опасаясь социальной нестабильности. Но скрытая статистика не помешала россиянам притупить восприятие очередных смертей.
"Раньше мы обсуждали каждую смерть, ходили на похороны. А теперь я даже не знаю, кто погиб последним, да и погибли ли вообще, и сколько их было", – говорит 40-летняя учительница из Улан-Удэ.
Война разрушила часть российских регионов и лишила их средств, которые могли бы пойти на образование и другие социальные нужды. Белгород регулярно подвергается обстрелам, а части соседней Курской области уже оказались под контролем Украины, что сделало войну реальностью хотя бы для небольшой части россиян.
Энергетические и военные объекты в западных регионах России – от Санкт-Петербурга до Краснодара – также регулярно становятся целями атак.
Репрессивное государство
С началом полномасштабного российского вторжения в Украину в 2022 году Владимир Путин значительно усилил подавление свободы слова, собраний и частной жизни. Особенно жесткому давлению подверглись оппозиционеры, представители ЛГБТК+, мигранты и женщины.
Тех, кто выступает против войны, систематически задерживают по обвинениям в экстремизме и приговаривают к длительным тюремным срокам. ЛГБТК-организации объявлены вне закона, гей-бары закрыты. Мигрантов из Центральной Азии заставляют идти на фронт, а тех, кто отказывается, депортируют.
Российская оппозиция фактически уничтожена: ее лидеры либо оказались в тюрьме, либо были убиты, либо бежали из страны. Их сторонники тоже покидают Россию или прекращают публичную критику власти из страха перед арестом.
В России также усилили патриотическую пропаганду на всех уровнях, особенно в школах, где детей учат "любить Родину" и готовят к служению государству.
Эта взрывоопасная смесь войны, идеологической обработки и репрессий расколола общество. Россияне все чаще доносят друг на друга за критику войны, даже высказанную в личных беседах — например, в кабинете врача.
Тем временем на фоне ухудшающейся демографической ситуации власти ужесточают ограничения на аборты и вводят новые стимулы для повышения рождаемости. Следуя сигналам Кремля, более десятка российских регионов за последние месяцы приняли законы, запрещающие "принуждение к аборту".
Восток вместо Запада
Полномасштабное российское вторжение в Украину разрушило многолетние торговые связи России с Западом. Американские и европейские компании, включая производителей и розничные сети, покинули страну. Их место заняли российские и азиатские фирмы.
"Если пройтись по улицам, сразу заметно: привычные западные бренды исчезли, а на их месте появились либо российские компании с аналогичной продукцией, либо азиатские товары, – говорит аналитик Крис Уифер. – И на дорогах стало значительно больше китайских автомобилей".
Летом Москву и Санкт-Петербург заполняли европейские туристы. Теперь их сменили приезжие с Ближнего Востока и в меньшей степени из Китая. Российские авиакомпании, лишенные доступа на западные рынки, активно развивают маршруты в Азию и арабские страны.
Война заставила Россию переориентировать свою экономику на восток, особенно на Китай, после того как Запад сократил или полностью прекратил импорт российских энергоресурсов и отключил страну от своих финансовых рынков.
Даже если после заключения мирного соглашения дипломатические и экономические связи с Западом восстановятся, прежние торговые отношения уже не вернутся, считает Уифер.
"Россияне не обязательно снова начнут массово покупать западные товары или ездить в Европу – они уже привыкли к новым брендам и направлениям", – отмечает он.
Оригинал статьи читайте на сайде Радио Свобода