Ссылки

Новость часа

"Мы привыкли к войне и хотим прожить свою жизнь счастливо". Поговорили с родителями детей, рожденных в начале российского вторжения


В течение трех лет полномасштабной войны жители Украины продолжали адаптироваться к новой реальности. Пожарные привыкали тушить огонь, находясь под обстрелами, учителя – готовить детей к экзаменам под звуки сирен, медики – принимать роды в бомбоубежищах. В первый год войны в Украине родились 206 032 малыша.

Поговорили с родителями детей, рожденных три года назад
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:05:33 0:00

Мие ровно 3 года. Она родилась в первый день полномасштабного вторжения России в Украину. Светлана Мицкевич с мужем и старшим сыном в то утро проснулись от громких взрывов в Киеве. Из-за стресса роды начались раньше срока. Под взрывы и гул сирен в Киеве Светлана едва успела доехать до роддома.

Миа с мамой Светланой
Миа с мамой Светланой

"На этом стрессе я просто не чувствовала свое тело. Я не чувствовала боли, никакого тонуса в животе, ни схваток. Я просто ничего не чувствовала. Мне было просто страшно. Единственное, за что я боялась, чтобы мой ребенок был жив", – вспоминает Светлана.

Из роддома Мию и Светлану выписали сразу же. Врачи не справлялись с потоком пациентов. Первую неделю жизни маленькая Мия провела на подземной парковке.

Миа с мамой Светланой
Миа с мамой Светланой

"Я не могла честно посмотреть ей в глаза. У меня выступали слезы из-за того, что я была виноватой в том, что она родилась и я не могу ей обеспечить элементарного – это безопасность", – говорит Светлана.

С другой стороны, говорит Светлана, именно новорожденная Мия стала для нее главной утехой в самые страшные дни войны: "Ребенок вытянул меня из этого всего. Она давала радость и силы жить, верить, надеяться. И мы доросли до того момента, что почти через три года мы родили себе еще одно такое счастье, которое нам тоже помогает теперь жить".

Мия
Мия

В свои три Мия уже понимает, почему звучит воздушная тревога и зачем нужно прятаться в укрытие. Чем старше она становится, говорит мама, тем больше задает вопросов про войну:"Она знает, что есть плохой самолет МиГ и что есть плохие ракеты, и когда они летят, надо идти в укрытие, потому что будет громко бахать".

Алиса
Алиса

Алисе – почти три. Она родилась в Буче, когда город был оккупирован российской армией. Из-за того, что российские войска во время оккупации Бучи расстреливали мирных людей на улице, Анна не рискнула ехать в роддом. Поэтому Алису ей пришлось рожать в собственной квартире, на полу – без света, отопления и воды.

"В момент родов у меня началось кровотечение, – вспонимает Анна Тимченко. – Дозвонились до местного гинеколога, он пообещал прийти помочь. Но потом связь с ним оборвалась. И только вечером, когда я родила, пришло от него сообщение, что его остановили на блокпосту, забрали, разбили телефон и отправили назад".

Роды у Анны принимали три соседки. Ни у кого такого опыта раньше не было. Алиса родилась 8 марта: "Алиса родилась синяя, она не дышала. Я плакала, но не от переживания, а от радости, что ребенок уже лежит на мне. Они начали ее стукать по ножкам и по попе".

Новорожденная Алиса в итоге заплакала и начала дышать. Через два дня Анна с мужем и ребенком смогли выехать из оккупированного города в Житомирскую область. Там, в местном роддоме, подтвердили, что девочка здорова. "У меня есть такая уверенность, что ее история рождения даст ей какую-то такую силу внутри", – говорит мама.

После освобождения Бучи семья практически сразу же вернулась домой. Здесь живут и три года спустя. Светлана с детьми тоже долго в эвакуации не была.

Алиса с мамой Светланой
Алиса с мамой Светланой

Обе мамы стараются, чтобы у детей, несмотря на войну, было счастливое детство, а в памяти остались не только взрывы и звуки сирен воздушной тревоги.

"Сейчас мы живем сегодняшним днем. Берем от жизни по максимуму. Даже то, что касается праздников, дни рождения. Несмотря на то, что у нас война в стране, я все равно говорю, что праздник есть праздник. И стараюсь ребенку показать, что так и надо, что нужно праздновать", – говорит Анна Тимченко.

"Так случилось, что мы стали другими. Мы стали сильнее, выносливее. Мы привыкли уже к войне, к страху, к взрывам и понимаем, что мы хотим прожить свою жизнь, какая б она не было и когда б она не закончилась, мы хотим прожить ее счастливо", – считает Светлана Мицкевич.

XS
SM
MD
LG