В отношении Заремы Мусаевой, матери чеченских правозащитников братьев Янгулбаевых, возбудили новое уголовное дело. Ее подозревают в дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (часть 2 статьи 321 УК), сообщила "Команда против пыток" со ссылкой на ее адвоката Александра Савина.
Он отметил, что ему уже позвонили из Следственного комитета, но с материалами дела юрист пока не знакомился.
Ранее "Команда против пыток" сообщала, что в конце октября Мусаеву опрашивал следователь из-за якобы ее нападения на сотрудника ФСИН, который сопровождал ее в ежедневных поездках в больницу. Женщина эти обвинения отрицает и говорит, что физически не могла напасть на силовика.
Защита Мусаевой напоминает, что у нее хронический диабет второго типа, грыжа и развивается катаракта. В колонии состояние ее здоровья резко ухудшилось и она с трудом передвигается даже с помощью трости.
Мусаева – супруга бывшего федерального судьи Сайди Янгулбаева и мать правозащитников братьев Янгулбаевых, многолетних критиков режима Кадырова. В январе 2022 года ее насильно увезли в Чечню из Нижнего Новгорода.
Чеченские власти утверждали, что Мусаеву вывезли на допрос в качестве свидетеля по делу о мошенничестве (статья 159 УК). После этого ее на 15 суток арестовали по статье о неповиновении полиции (статья 19.3 КоАП), а затем предъявили обвинение по уголовному делу о насилии над представителем власти и поместили в СИЗО. Ее сыновья считают, что мать держат в заложниках, пытаясь заставить их замолчать.
В июле 2023 года суд в Грозном приговорил Мусаеву к пяти с половиной годам колонии по делу о применении насилия к полицейскому и мошенничестве. В октябре Верховный суд Чечни смягчил приговор до пяти лет колонии-поселения, а в марте этого года пятый кассационный суд уменьшил ей срок до четырех лет и девяти месяцев в колонии-поселении. Срок заключения Мусаевой должен закончиться в марте 2025 года.
В мае 2024 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) присудил ей 52 тысячи евро, придя к выводу, что преследование Мусаевой – месть за критику руководства Чечни со стороны ее родственников, а женщину удерживают с целью запугивания.