В армянском городе Гюмри в пятницу начался судебный процесс по делу российского солдата-срочника 102-й военной базы РФ Валерия Пермякова, который убил семерых членов армянской семьи Аветисян, в том числе нескольких детей. Выездное судебное заседание проходило на территории военной базы.
По сообщению армянской службы Радио Свобода, представители защиты попросили перенести суд на январь. Они объяснили это тем, что им необходим минимум месяц для ознакомления с материалами дела.
Суд удовлетворил это прошение, следующее заседание по делу Пермякова пройдет 18 января.
Также представители семьи Аветисян настаивают на переносе суда в другое место, вне территории базы, и "в помещение, в котором не будут присутствовать российские военные". Один из юристов прямо заявил, что зал на территории 102-й базы неприспособлен для судебного процесса.
****
По данным следствия, 11 января Пермяков в установленном порядке заступил в караул. В 3 часа 20 минут 12 января было обнаружено его отсутствие. Около 4 часов 20 минут о дезертире было доложено командиру части, после чего военные обнаружили прорыв проволочного ограждения и пропажу бронежилета и каски. Военные базы начали поиски в сотрудничестве с армянской милицией.
Как выяснили пограничники, после побега Пермяков направлялся в сторону Турции, где на границе и был задержан. Вскоре после побега он зашел в дом семьи Аветисян, где выпил воды, а затем выстрелами из автомата убил шесть спящих человек, включая нескольких малолетних детей и тяжело ранил штыком полугодовалого ребенка. Он скончался в больнице неделю спустя.
Тела были обнаружены в тот же день, в 11 часов 45 минут. На месте преступления также обнаружен автомат, похищенный Пермяковым из части, штык-нож с отпечатками его пальцев (именно им был заколот младенец), патроны, одежда и обувь Пермякова. После задержания россиянин полностью признал свою вину, однако мотивы его преступления до сих пор остаются непроясненными.
По словам начальника базы, до инцидента от Пермякова жалоб не было. Здоровье у солдата было хорошее, за медпомощью он не обращался, с коллегами поддерживал "нормальные дружественные отношения". В общении с местным населением убийца также замечен не был.
Российская сторона одно время настаивала на том, что у Пермякова еще до призыва в армию были выявлены психические отклонения (олигофрения). Якобы он состоял на учете у психиатра и лечился в стационаре, и попал в армию только из-за того, что военный комиссар Александр Логиновский, принимавший решение о призыве, скрыл информацию о здоровье солдата. Однако версия о невменяемости убийцы в момент преступления была отвергнута в ходе психиатрической экспертизы.
За дезертирство с оружием российский гарнизонный военный суд уже приговорил Пермякова к 10 годам колонии. Однако дело об убийстве было выделено в отдельное производство и передано армянской стороне. Преступление вызвало огромный резонанс в Армении: в январе в Гюмри прошли несколько акций протеста с требованиями, чтобы убийцу судили в Гюмри, а не в России.
Судебное заседание в пятницу, 18 декабря проводилось публично, вход на него был свободным. "Проведение выездного заседания исходит из интересов эффективности правосудия и создает гарантии эффективной реализации права на справедливое судопроизводство", – отмечается в сообщении Судебного департамента Армении.
КОММЕНТАРИИ