На оккупированных территориях Донецкой, Луганской, Херсонской и Запорожской областей Украины начался новый этап проверок местных жителей на наличие российского гражданства, сообщают в украинском Центре национального сопротивления. В конце января первый заместитель МВД России Александр Горовой объявил о завершении "паспортизации" на захваченных территориях.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
На оккупированных территориях Украины начался этап проверки документов. Что это значит для местных жителей?
Тем, кто живет на подконтрольных России регионах и не имеет гражданства РФ, ограничивают права. Например, могут отказать в продаже жизненно необходимых лекарств, сообщило ГУР Украины, в частности в инсулине и препаратах для щитовидной железы.
Также с февраля людей без паспорта России отказываются обслуживать в больницах, а пожилые люди перестали получать пенсии, отметили в украинском Центре национального сопротивления.
В апреле 2023 года Владимир Путин утвердил порядок проживания в РФ для жителей оккупированных территорий Украины. "Иностранцами" по нему считаются украинцы, которые "заявили о своем желании сохранить имеющееся у них гражданство либо остаться лицами без гражданства", а также не принесли присягу гражданина России. Это дает оккупационным властям формальное основание для массовых депортаций или других форм давления: по российским законам иностранные граждане могут находиться на территории России не более 90 дней, после чего их должны задержать и выслать из страны.
"Эта политика Кремля говорит о двух вещах: во-первых, не нужны украинцы, которые возвращаются к себе домой, а во-вторых, дальше усилится политика замещения населения. Теперь переходим в период депортации", – пояснил Настоящему Времени глава Центра изучения оккупированных территорий Петр Андрющенко.
Проблемы остаются и у тех, кто получил российский паспорт. Директор Центра стратегического развития территорий из Мелитополя Андрей Орлов уточнил Настоящему Времени, что российские власти могут лишить даже приобретенного паспорта и депортировать – например, за уклонение от постановки на воинский учет. Шестого февраля российское МВД в оккупированной Луганской области сообщило о первом случае лишения гражданства – правда, в отношении женщины.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Уроженка Донецка – откровенно о жизни в "ДНР" и оккупацииКроме того, получившие гражданство жители Мариуполя до сих пор не могут получить документы на жилье, которое было уничтожено во время боевых действий. "Мы жители России. Мы получили все паспорта. Мы приняли присягу. И оказались на улице. Такого не может быть, просто не может быть", – пожаловались мариупольцы в очередном видеообращении Владимиру Путину.
В качестве компенсационного жилья им выделяется так называемый "бесхоз" – квартиры, собственники которых выехали из города. Мариупольцы в разных видео заявляют, что не хотят въезжать в квартиры людей, покинувших город. Люди опасаются, что собственник недвижимости вернется и начнутся судебные тяжбы. Но и этих квартир может оказаться недостаточно: по данным законно избранного мариупольского горсовета, оккупационные власти снесли по меньшей мере 460 домов, а новых построили – около пятидесяти.
Самопровозглашенный глава так называемой "Донецкой Народной Республики" Денис Пушилин предложил и вовсе изымать жилье у тех украинцев, кто получил российский паспорт, но уехал. Инициативу он обосновал тем, что доход от сдачи жилья такие владельцы якобы направляют "на финансирование государства Украины и вооруженных формирований Украины".
"Даже те люди, которые получили российский паспорт, переоформили право собственности и уехали – вот сейчас они хотят проинвентаризировать и не национализировать эту квартиру, а признать за собой право ее временного бесплатного использования для "необходимости республики", как они говорят. Ты собственник, но приезжай и пользуйся. А пока ты не приехал – пользоваться будем мы", – рассказывает Петр Андрющенко. Он добавляет, что все эти действия России – часть политики "замещения населения", когда россиянам создают хорошие условия для переезда, обеспечивают рабочие места и ипотеку, а украинцев вынуждают уехать.
Теперь же принудительные депортации могут приобрести массовый характер, считает Андрей Орлов.
"Это политика максимальной фильтрации, которую они [оккупационные власти] ввели еще в 2022 году. Это политика, которая позволяет им большую часть населения изменить на этих территориях, выдворив оттуда людей, которые знали, что такое Украина, что ВОТ [временно оккупированные территории] – это украинская территория, и максимально заселять эти территории выходцами из российской глубинки, то есть своими людьми", – сказал Настоящему Времени директор центра.