Биатлон на костях: в Екатеринбурге твердо хотят строить спорткомплекс на месте массовых расстрелов

Спортивная база "Динамо", где будет построен биатлонный комплекс в Екатеринбурге

В Екатеринбурге продолжаются земляные работы на территории, где захоронены тысячи жертв сталинского Большого террора. Власти хотят построить на этом месте крупный биатлонный центр. Активисты требуют сначала провести исследование участка, а возможно, также эксгумацию и опознание тел расстрелянных, но руководство региона их обращения игнорирует.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Биатлонный комплекс на месте расстрелов: скандальная стройка в Екатеринбурге

Настоящее Время уже рассказывало историю стройки на 12-м километре Московского тракта под Екатеринбургом. Долгое время здесь было стрельбище НКВД, которое закрыли в 1956 году, а с 1960-х годов участок относится к спортивной базе "Динамо" (спортивное общество с таким названием еще в 1920-е создавалось в системе Государственного политического управления (ГПУ) НКВД). Начиная с 1960-х годов на стройке "Динамо" экскаваторщики начали находить человеческие останки, в том числе черепа с пулевыми отверстиями во лбу. Но долгое время массовые захоронения жертв расстрелов конца 30-х годов оставались тайной: со строителей брали подписку о неразглашении секретных сведений.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Биатлонный центр на полигоне НКВД. В Екатеринбурге построят спорткомплекс на месте плохо исследованного массового захоронения

В 1996 году рядом с бывшим стрельбищем открыли мемориал жертв НКВД. Однако масштабного исследования захоронений так и не проводилось. А в последние несколько лет власти и вовсе стараются забыть о братских могилах и одобрили строительство на территории "Динамо" масштабного биатлонного комплекса, одного из крупнейших в России.

"Мы видим, что идут свежие земляные работы. Выпилено очень большое количество деревьев", – показывает свежие следы Алексей Гресько, координатор штаба Алексея Навального в Екатеринбурге.

На мемориальных плитах, которые установлены рядом со стройкой, – 18 с половиной тысяч фамилий погибших во времена Большого террора в Екатеринбурге и окрестностях. Но точное количество похороненных на 12-м километре до сих пор неизвестно, как и конкретные границы мест захоронения. Историки и активисты говорят, что полноценного исследования территории не проводилось никогда – велись лишь раскопки отдельных участков.

"Мемориал" запросил ФСБ, где было место эксгумации. Но странное дело – место эксгумации не сохранилось. По крайней мере, они так говорят: "У нас нет никаких документов", – замечает Анна Пастухова, координатор уральского отделения "Мемориала". – Я не думаю, что такие действия могли быть без одобрения прокуратуры, без одобрения тогдашнего КГБ".

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: 30 октября – День памяти жертв сталинского террора. Как его отмечают в Петербурге и других местах бывшего СССР

Анна Пастухова больше 30 лет собирает информацию о захоронениях жертв политических репрессий в Екатеринбурге и выступает категорически против строительных работ вокруг базы – по крайней мере до изучения участка и составления карты захоронений.

По плану многофункциональный биатлонный комплекс рядом с мемориалом хотят построить уже к 2023 году. На строительство будет выделено 800 млн рублей, чуть больше 10 миллионов долларов по текущему курсу. А вот на исследование территории на предмет захоронений деньги так и не были найдены. Это значит, что международный объект может быть построен в буквальном смысле на костях, подчеркивают историки.

Глава Музея истории Екатеринбурга Сергей Каменский также считает, что исследование территории перед строительством необходимо.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: "Забвение – инструмент исторической политики". Правозащитник Александр Черкасов о памяти о жертвах репрессий и "Возвращении имен"

"Эти исследования могут установить не только наличие могил, а выявить всю структуру расстрельного полигона, – подчеркивает он. – По тому, как лежат гильзы, по тому, как люди одеты, какой с ними вещевой инвентарь, можно установить вещи, которые по другим источникам просто не устанавливаются".

Каменский считает, что биатлонный центр можно строить лишь после того, как изыскания территории будут проведены, и лишь на участках, где нет могил. В этом случае он не помешает мемориалу, и к тому же оба комплекса можно объединить общей транспортной инфраструктурой, говорит директор Музея истории Екатеринбурга. Поисковики музея отдельно подчеркивают, что комплексное исследование территории можно провести быстро и достаточно дешево – за одно лето, с апреля по июль. На работы, по их подсчетам, потребуется лишь 9 миллионов рублей, или около 120 тысяч долларов. Областные власти вопрос о выделении денег на комплексное исследование территории обсуждали, последний раз – в октябре 2020 года. Но в проект бюджета области на 2021 год деньги на эти цели так и не заложили.

Не дождавшись финансирования этих работ, археологи начали работать самостоятельно. Но говорят, что одних их усилий недостаточно.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Музей истории ГУЛАГа выпустил комикс о сталинских репрессиях. Кто его герои и кто читатели?

"По археологическим данным понятно, что есть некое расстрельное южное пятно. Оно пока вот такой условно контур имеет, – показывает Каменский на карте. – И есть некая северная зона, скорее всего. Правее она уходит на базу "Динамо" – то есть она раза в два шире, возможно".

Историк Алексей Мосин, председатель Межрегионального общественного совета по развитию мемориального комплекса памяти жертв политических репрессий в Екатеринбурге, предлагает перенаправить деньги, выделенные на строительство биатлонного центра, на восстановление мемориала жертв репрессий – многие конструкции там в плачевном состоянии.

"Пусть нам докажут, что там ничего нет. И пусть мы в это поверим, убедимся, – говорит он. – Вот когда мы убедимся, что там ничего нет, вот тогда пожалуйста, стройте. И комплекс должен быть не впритык, а на каком-то расстоянии. Может быть, 300, а может быть, 500 метров".

Руководить строительством биатлонного центра будет титулованный уральский биатлонист Антон Шипулин. В октябре 2020 года он возглавил Федерацию биатлона Свердловской области. На запрос о комментарии Настоящему Времени Шипулин пока не ответил, как и региональная федерация биатлона.