"Что Беларусь может дать: тюрьму, страдания, пытки?" Власти Беларуси хотят лишать гражданства политических оппонентов, что они отвечают

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Лукашенко хочет отнимать гражданство Беларуси у своих политических оппонентов. Вот что они об этом думают

В парламент Беларуси 21 сентября поступили поправки к закону "О гражданстве Республики Беларусь". Согласно им, власти Беларуси собираются лишать гражданства своих политических оппонентов, которые были осуждены по статьям о разжигании вражды (статья 130 УК), наемничестве (статья 133 УК), терроризме (статья 289 УК), создании экстремистского формирования или участии в нем (статья 361 УК). Это самые распространенные статьи, по которым в Беларуси обвиняют участников протестов против режима Александра Лукашенко.

Причем, согласно этим поправкам, гражданства будут лишать и тех осужденных белорусов, которые живут за границей, – напомним, что многие представители белорусской оппозиции были вынуждены покинуть страну или были насильно вывезены сотрудниками белорусских спецслужб.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Два года назад Мария Колесникова не дала выдворить себя из Беларуси. Рассказываем, что с ней происходит сейчас


Андрей Стрижак, основатель фонда BYSOL (он помогает репрессированным по политическим причинам белорусам и отправляет гуманитарную помощь в Украину), уехал из Беларуси в 2020 году. В Беларуси на Стрижака заведено несколько уголовных дел, по которым ему грозит до 25 лет заключения. И некоторые из них подпадают под статьи, по которым вскоре власти смогут лишить его гражданства. Сам Стрижак с улыбкой отмечает, что он – один из десяти первых кандидатов, которому грозит изъятие белорусского паспорта. По мнению Александра Лукашенко, политически активные белорусы за границей продолжают преступную деятельность против государства, а значит, недостойны белорусского гражданства.

"Фактически здесь идет цепочка ситуаций, в которую мы все попадаем. Я, как один из десяти первых кандидатов на лишение гражданства, продумывал ситуацию для себя и понимаю, что будут достаточно серьезные ограничения первое время, – говорит Андрей Стрижак. – Нужно будет разобраться: каким образом, какой документ будет действительным? Насколько страны Балтии, Евросоюза признают такого рода лишения гражданства".

Еще один потенциальный кандидат на лишение гражданства – белорусский блогер Андрей Паук, который живет в Вильнюсе. На него в Беларуси также заведены уголовные дела по политическим мотивам. Но Андрей говорит, что если его белорусский паспорт станет недействительным, его жизнь за границей вряд ли принципиально изменится.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: "Я на два салона – пассажир единственный". Как высылали из СССР диссидентов и писателей

"Есть же не только гражданство Беларуси. Есть гражданства Литвы, США – выбирай не хочу! – говорит Паук. – Старайся понравиться этим государствам, пусть они тебе реализуют право на какое-либо гражданство в этой жизни. А что Беларусь может дать? О чем жалеть? Что она тебе может дать: тюрьму, страдания, пытки?"

Стрижак говорит, что практика лишения гражданства политических оппонентов в истории уже была: ее применяли в СССР и нацистской Германии по отношению к диссидентам.

"Последний раз такое было в советское время, когда государство лишало своих граждан права быть гражданами на основании политических причин. По большому счету в XX веке этим грешили нацистская Германия и Советский Союз, – замечает он. – В XXI веке таких ситуаций не было. Были разные истории, когда человек получал гражданство в ходе жизни, а потом его у него отбирали: это частая практика. Но не было так, чтобы ты родился белорусом, а потом тебя лишили права быть белорусом, и что с этим делать – пока никто не знает".

Юрист правозащитного центра "Вясна" Павел Сапелко говорит, что, несмотря на то, что Конституция Беларуси не предусматривает лишения гражданства, в законе остаются обходные пути, чтобы белорусские власти могли сделать паспорт гражданина недействительным и тем самым создать проблемы для его владельца.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Во Франции они были русскими, в Беларуси – французами. История семьи, которая поверила Сталину

"Этот человек уже не сможет обращаться в консульские учреждения своего государства, он целиком и полностью теряет связь со своим государством. Будет ли это очень болезненно? Это будет зависеть от конкретных случаев, – говорит Сапелко. – Кто-то этого может даже не заметить. А кто-то может даже обрадоваться, что ему для перехода в новое гражданство не нужно будет проходить долгие формальности, связанные с выходом из белорусского гражданства".

Юрист добавляет, что лишать гражданства Беларуси, предположительно, будут указом Александра Лукашенко, а это значит, что такое решение нельзя обжаловать в суде. Те, кто останется без гражданства, потеряют возможность свободного въезда в Беларусь, у них возникнут проблемы с получением новых документов. Но, кроме этого, для многих белорусских политэмигрантов лишение гражданства станет тяжелым морально.

"Для большинства из тех, кто участвовал в протестах, Беларусь – это не пустое слово. Белорусское гражданство – это не гражданство государства, где президентом является Лукашенко. Это свидетельство принадлежности к независимому государству", – подчеркивает юрист.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: "Не могу об этом говорить, пусть кричит мое тело". Зачем белорусы делают протестные татуировки

Сейчас власти Беларуси могут лишить гражданства только в том случае, если оно получено не по факту рождения. Практики признавать недействительными паспорта оппонентов власти в суверенной Беларуси еще не было. Собеседники Настоящего Времени связывают возможную инициативу исключительно с политическим преследованием.

"Потому что они проиграли. У них нет легитимности и даже легальности, они абсолютное зло. Бандиты, – говорит Андрей Паук. – Они же понимают настроения. У них же информации больше, чем у нас. Они видят, чем живут люди. Конечно же, они нервничают и идут на самые крайние меры, которые все равно не помогают".

"В Беларуси с 1996 года, наверное, не было такого уровня, такой волны сопротивления лукашисткому режиму. То есть Лукашенко впервые столкнулся с массовым неприятием себя и своей системы, – говорит Андрей Стрижак. – И все отлично понимают, знают, что это состояние подавленного протеста, то есть не уничтоженного полностью, а людей, которых загнали в свои рамки, в свои "маленькие Монголии", в которых они сидят и ждут момента. Лукашенко это понимает, поэтому продолжает давить и эмиграцию, и внутренние силы".

Подсчитать точное число уехавших из Беларуси после 2020 года невозможно. По разным оценкам, их от нескольких десятков до сотен тысяч человек. Остаться без гражданства из-за своей гражданской позиции в первую очередь могут наиболее политически активные белорусы.