В Кыргызстане хотят принять новый закон о религии: он запрещает миссионерство, религиозные уроки на дому и выступления имамов в СМИ

Ваш браузер не поддерживает HTML5

В Кыргызстане парламент обсуждает новый закон о религии: он может запретить миссионерам ходить по домам

Власти Кыргызстана хотят принять новый закон о свободе вероисповедания и религиозных организаций: парламент уже одобрил соответствующий законопроект в первом чтении. Законопроект вызывает много вопросов как у верующих разных религий, так и у правозащитников, но авторы идеи говорят, что "просто хотят навести порядок".

"Мы лишь хотим навести порядок. Мы не вводим ограничения в образовательном процессе, в том числе за рубежом, – говорит Азамат Юсупов, директор Госкомиссии по делам религий Кыргызстана. – Вот здесь сидят священнослужители со всех областей нашей страны. Они не дадут мне соврать. Речь идет только об упорядочивании процессов в религиозной сфере! Сами знаете, слишком много свободы вероисповедания – это тоже проблема".

Среди новшеств закона – запрет для миссионеров ходить по домам и проповедовать свои взгляды. Если закон будет принят, под запрет подпадут не только Свидетели Иеговы, но и те последователи ислама, которые занимаются подомовым дааватом.

Другое новшество – то, что религиозным вузам в Кыргызстане хотят запретить принимать на учебу молодежь, если они не окончили 11 классов общеобразовательной школы. Власти считают, что подростки особенно уязвимы перед религиозными идеями, и рассчитывают с помощью запрета сократить число экстремистов.

Еще одно новшество – то, что учителям религиозных вузов нельзя будет ввести индивидуальные уроки вне стен этих заведений, например в частных домах. Учиться в зарубежных религиозных вузах закон не запрещает, но их список сократят: уезжать можно будет лишь в те, что рекомендует уполномоченный госорган.

Аналогичные "антиэкстремистские" поправки в закон о религии ранее были приняты в Таджикистане, где власти тоже считают необходимым регулировать вопросы вероисповедания:

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: В Таджикистане введут уголовное наказание за нелегальное религиозное образование несовершеннолетних – до трех лет тюрьмы


Также в законопроекте сказано, что всех проповедников, независимо от их конфессии, власти Кыргызстана возьмут на строгий учет: свою деятельность они смогут ввести только на той территории, которая будет указана в их учетных документах. Если проповедник захочет выступить в СМИ по религиозным вопросам, он обязан будет получить на это разрешение уполномоченного госоргана.

И, наконец, строительство религиозных объектов на частных территориях, приусадебных участках и домовладениях граждан будет запрещено. Если, допустим, в каком-то селе уже есть мечеть, а люди хотят построить еще одну, то ее возведение могут просто не разрешить. В кабмине говорят, что скоро разработают положение, в котором будет определено предельное количество объектов религиозного назначения в населенных пунктах.

Все эти изменения, как утверждают чиновники, были ими согласованы с муфтиятом Кыргызстана и советом улемов. И, по словам властей, религиозные лидеры не против новых ограничений.

Однако даже в парламенте некоторые депутаты выступили против законопроекта.

"Все негативные вещи происходят из-за того, что у людей нет религиозности и нравственности! Дааватчи (те, кто совершают даават) даже не заходят в дом. Они просто стучатся в дверь, приглашают в мечеть и призывают только к хорошему, помогают бедным! – объясняет депутат Жалолидин Нурбаев. – В этом нет ничего плохого. Если мы запретим это, то не знаю, какими будут наши дети через 10-15 лет!"

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Почему в Таджикистане появляются подпольные исламские школы и к чему это приводит

Мнение жителей Кыргызстана по поводу нового законопроекта тоже разделились.

"Ко мне все время приходили, звали: "Если есть мужчины, приходите в мечеть". Они знают, что я одинокая, но все равно приходят постоянно, стучатся, и это действительно раздражает", – поддерживает запрет миссионерства одна из опрошенных.

"В даавате нет ничего плохого. Но говорят, что есть те, кто прикрываются дааватом, ходят и даже грабят людей. Поэтому я думаю, решение президента и муфтията правильное", – соглашается с ней еще один кыргызстанец.

"А я считаю, что нельзя запрещать делать даават! Они же призывают к хорошему, а не плохому. По моему мнению, это неправильный закон", – уверен еще один мужчина.