В конце года в Калмыкии отмечают Зул. С одной стороны, этот праздник буддийский, потому что совпадает с днем ухода в нирвану Ламы Цонкапы, основателя самой многочисленной тибетской школы. С другой – национальный, празднуется с обрядами поклонения огню.
Зул – это и Новый год, и день рождения каждого калмыка. Каждый декабрь калмыки просят у бога не долгих лет, а еще один год жизни. Обряд совершают в молитвах и с зажжением лампад. В каждом доме их должно быть две. Одна посвящена семье, другая – девяти планетам Солнечной системы, включая Плутон.
Солнцу и планетам поклонялись предки калмыков – ойраты. Они считали, что это день Большого взрыва. Отсюда и всеобщий день рождения.
"Каждому члену семьи мы заворачиваем палочку по возрасту, добавляем одну или две палочки, чтобы продлить жизнь", – рассказывает жительница поселка Комсомольский Валентина Бачаева.
Калмыцкий праздник Зул не обходится без застолья. Главные блюда: борцоги – лепешки, обжаренные в кипящем масле, и бериги – пельмени.
"Мы рады, что наши родители эту традицию передали нам, а мы преподносим молодым", – рассказывает жительница поселка Клавдия Годаева, в семье она ревностно следит за соблюдением обрядов. Под ее присмотром глава семьи Валерий Булдурунов совершает подношения богам: сначала пиала с чаем, потом борцоги, мясо, сладости и деньги. Хозяин дома зажигает благовония. Члены семьи по очереди читают короткую молитву.
Первая порция праздничного чая – ця – подносят богам. "Когда мы помешаем его 99 раз, он, во-первых, обогащается кислородом, во-вторых, смешивается мускатный орех, масло, вода, соль, молоко. И получается вот такой божественный напиток", – делится Клавдия.
Накануне праздника Зул калмыки вспоминают историю своих предков.
28 декабря 1943 года – день начала депортации калмыков. После освобождения юга страны от нацистов Сталин посчитал народ дезертирами и коллаборационистами. Было решено выслать всех калмыков в Сибирь, а саму Калмыцкую АССР упразднить. Переселение носило кодовое название "Операция "Улусы". Тысячи калмыков так и не добрались до Сибири, погибнув в пути от холода и голода.
Клавдии Годаевой было всего пять месяцев, когда ее мать отправили в Сибирь: "Везли нас несколько дней в холодных неутепленных вагонах. Я у матери спрашивала: как ты меня сохранила? Ведь именно в том вагоне, в котором нас везли, было очень много детей. И я осталась одна, оказывается. Остальные не выдержали мороза и умерли в дороге".
Весной 1944-го очередь дошла и до калмыков-мужчин, сражавшихся на фронте. Многих из них отправили в ГУЛАГ, на стройку Широковской ГЭС.
В Сибири калмыки не отказались от своих традиций – Зул отмечали тайно.
После указа о реабилитации 1955 года почти все калмыки вернулись домой. В Калмыкии многим пришлось начинать жизнь заново.
"Молимся за то, чтобы нашим детям никогда не досталось то горе, то бедствие, которое пришло тогда в мои годы. Моя мама умерла в Сибири от холода, голода, болезней. Надо вам знать, что наш народ никогда не помнит зла. У нас буддийская религия, вы знаете, мы все переносим с надеждой на хорошее будущее", – говорит жительница Комсомольского Мария Усачева.