"Заслуживают помощи Украины". Киев будет вытаскивать из тюрем в РФ осужденных за антивоенную позицию, объясняет представитель разведки

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Как Киев будет вытаскивать из российских тюрем осужденных за антивоенную позицию, объясняет представитель украинской разведки

Украинский государственный проект "Хочу жить", который помогает российским военным сдаваться в плен, сообщил о своей новой инициативе. Там хотят помогать российским политзаключенным, осужденным за антивоенную позицию: добиваться их передачи Украине.

"Проект "Хочу жить" предоставляет юридическое сопровождение, а также другую посильную помощь для освобождения тех, кто выступает против преступной войны и диктатуры. Мы будем инициировать передачу таких людей в Украину (через обмен или другими способами) с возможностью обеспечения политического убежища в Украине и в странах Европейского союза", – говорится в обращении.

Родственникам политзаключенных предлагают писать на электронную почту проекта. Как это будет происходить? Будут ли их менять? Зачем это Москве? А Киеву? Вопросов много. Их Настоящее Время задало представителю украинской разведки Андрею Юсову. Разведка причастна к проекту "Хочу жить".

– На территории РФ есть много людей, которые пострадали за антивоенную позицию. Они пострадали за поддержку Украины: выступили против геноцидной войны путинской России и получили большие, драконовские, реальные сроки. Мир не должен о них забывать. Это люди, которые не побоялись высказать свою гражданскую позицию. И да, Украина постарается их вернуть.

– Как это возможно?

– Есть разные инструменты: безусловно, информационные, правозащитная работа. Но в том числе на территории Украины под стражей содержится определенное количество граждан РФ, не военных, которые осуждены за преступления или аргументированно подозреваются в различного рода преступлениях. Также у Украины есть коллаборанты, предатели, которые работали на Россию и вина которых доказана, и мы можем обсуждать вопрос их дальнейшей судьбы. Важно, что их судьба Россию пока мало интересует, но тем не менее если говорить о том, что есть люди, которые выступили за Украину и поддержали Украину, то Украина должна их поддержать.

Важно подчеркнуть, что приоритетным направлением остается необходимость возвращения наших военнопленных и гражданских лиц, которые незаконно удерживаются в России, защита их прав. И, безусловно, речь не идет об обмене российских военных оккупантов, военнопленных в Украине на российских граждан-оппозиционеров. Но есть инструменты и механизмы, которые позволят актуализировать этот вопрос и, я думаю, даже решить его.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: "Ад не может длиться так долго". Соратница Владимира Кара-Мурзы – о 25-летнем сроке, судье по его делу и здоровье политика

– Самые громкие фамилии, которые приходят на ум, – это Владимир Кара-Мурза – выступал против войны, ему дали 25 лет. Илья Яшин по делу о "распространении фейков" о российской армии восемь с половиной лет получил. Условно, Кара-Мурзу в обмен на митрополита Павла?

– Важно, чтобы мы сейчас не называли конкретных фамилий. Это преждевременно, особенно если мы говорим о владыке Павле. Пока нет решения суда и остальных необходимых вещей.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Суд в Киеве отправил митрополита УПЦ Павла под домашний арест

– Но по Медведчуку тоже не было решения суда.

– Кстати, хороший пример. Но пока владыка Павел плохо себя чувствует, он в больнице лечится. Но, в принципе, если человек работал на государство-агрессора, то да, можем рассматривать различные варианты. Еще раз: этот вопрос, эта инициатива новая, и много деталей мы пока раскрывать и обговаривать не можем. Но тем не менее у Украины есть инструменты и есть готовность к нестандартным, креативным подходам. История с Медведчуком в том числе это продемонстрировала, чтобы помочь и тем, кто помогал Украине, и, в общем-то, помочь украинским защитникам и защитницам, а также гражданским лицам вернуться из российской неволи. Это комплексная большая работа, и Украина готова к ней и продолжает ее осуществлять.

– Главный российский оппозиционер Алексей Навальный. Обсуждалась ли его фамилия у вас?

– Я могу лично свое мнение сказать, что Алексей Навальный, конечно, оппозиционер и точно политзаключенный, но сидит он не за то, что поддерживал Украину. Мы говорим о людях, которые получили сроки и осуждены за антивоенные выступления, за поддержку Украины, против российской геноцидной войны со стороны путинской России. Я прошу прощения, но Гиркин тоже не подходит.

– Что будут делать эти россияне в Украине, если их удастся вытащить?

– Это вопрос желания свободных людей. Это может быть политическое убежище или политическое убежище и перемещение в третью страну. Я убежден, что многие демократические страны свободного мира, в том числе европейские страны, будут готовы принять этих людей, этих граждан.

– По-моему, прошло уже больше суток после того, как вы огласили эту инициативу. Обратился ли уже кто-то?

– Огромное количество людей обратилось.

– Действительно? Чего просят?

– Мы понимаем, что в тоталитарной России вариантов и "соломинок" не так много, и поэтому обращаются, активно обращаются, дают информацию и просят посодействовать в защите прав и возвращении на свободу людей, которые выступали с антивоенной позицией на территории РФ и подверглись репрессиям за это и получили реальные сроки, драконовские сроки и несправедливо осуждены.

– Можете назвать хотя бы порядок обращений – это 10 или 100?

– Где-то под сотню. На горячей линии после того, как опубликовали эту информацию, не успевали справиться с потоком, поэтому сейчас это все классифицируется и формируется в отдельную базу.