"Главное, что все живы, а так – хрен с ним". Репортаж из прифронтового Купянска Харьковской области

Российские военные продвигаются в районе Купянска в Харьковской области. Продвижения настолько активны, что недавно диверсионная группа российской армии зашла в сам город, однако, по словам украинских военных, была уничтожена. Журналисты Настоящего Времени побывали в Купянске и посмотрели, как живет город под постоянными обстрелами.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Репортаж из прифронтового Купянска Харьковской области

Татьяна не спит уже сутки, в соседний дом прилетела ракета. Теперь для Татьяны и ее мужа работы непочатый край. "Крыша была негодная, сарай негодный. Сначала [прилетел] один снаряд. У нас хата затряслась. А потом второй", – рассказывает Татьяна.

По развалинам соседнего разбитого дома ходит женщина. С мужем и мамой они вышли из хаты буквально за несколько часов до прилета. Теперь пытаются найти хоть какие-то уцелевшие вещи. "Главное, что все живы, а так – хрен с ним", – говорит она.

Последнее время Купянск опять вошел в постоянные сводки самых горячих точек на востоке Украины. Местные научились различать жужжание дронов. "Дроны летают очень часто, мы этого боимся. И когда слышно, что летит, то мы стараемся прятаться", – говорит Татьяна.

Город, который был деоккупирован осенью 2022 года, теперь снова под угрозой оккупации. Купянск находится на двух берегах реки. На левой части Оскола раньше находилась передовая, но несколько недель назад российская армия пробила брешь в украинской обороне и продвинулась в двух местах. Она прошла настолько быстро, что несколько дней назад в сам Купянск уже зашла российская диверсионная группа. Она была уничтожена, но это стало звоночком как для военных, так и для жителей города.

Бой с российской штурмовой группой произошел на соседней улице от дома Евгения. Из хаты на опасных окраинах он переехал в квартиру родственников в центре Купянска. Но и сюда прилетел снаряд. Теперь в соседней квартире на пятом этаже зияет дыра. Посреди выгоревших стен – сожженные кипы книг. Собственники квартиры выехали из города. Вероятно, так они и спаслись.

Евгений пока не думает выезжать. Он выполняет ежедневную рутинную работу – набрать воды (в городе не работает водопровод), убрать в квартире.

"Мы за три года уже привыкли. Поначалу прятались в погребах. А сейчас [воспринимаем это так]: "Да что там, господи, ну, КАБ прилетел", – шутит Евгений.

Напротив подбитого дома, в скверике сидит Олег.

– Как вам удается сохранить дзен? Вы так сидите спокойно напротив разбитого дома, тут дроны летают.

– Да мне не привыкать. Я уже два года сижу и наблюдаю.

Олег – учитель истории. Пришел в сквер, чтобы полистать фейсбук, почитать новости. "Я понимаю, что война на этом рубеже закончится, и вот теперь еще с Крымом вопрос порешать надо", – говорит он.

– Там же россияне подходят к Осколу.

– Пускай подходят.

– Не страшно?

– Не страшно. Только неприятно, что воду выключили. А почему – непонятно.

– И дроны летают…

– А что дроны?

– Это нормально?

– Ну, такая война XXI столетия.

В Купянске продолжают жить около четырех тысяч жителей. Администрация постоянно просит людей эвакуироваться, однако они не спешат уезжать. Украинские военные говорят, что пока противнику не удалось закрепиться в городе, но оборонять населенный пункт, в котором много людей – сложно.

За всем происходящим в Купянске Татьяна планирует наблюдать уже из Харькова, только подлатает крышу и забьет окна. Она одна из немногих, кто заявил о желании выехать. Говорит, что устала, ей страшно. "Очень боимся, поэтому и планируем уехать. Если к нам прилетело, то это уже все. Это был предел".