"Я обычная женщина, но ко мне МВД и другими структурами предъявлены иски на более чем пять миллионов рублей. Требуют оплатить зарплату сотрудников полиции и Росгвардии". Так 45-летняя журналистка из Уфы Ольга Комлева начала свой канал в телеграме в декабре прошлого года.
К тому моменту МВД по Башкортостану, региональное управление Росгвардии, управление МВД по Уфе, ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения МВД по РБ" и несколько районных отделов внутренних дел предъявили женщине 18 исков. Таким образом силовики решили компенсировать "внеурочную" работу на акциях протеста.
Комлева описывает себя в канале как "обычную женщину, кадастрового инженера, риэлтора, жену и маму". Но помимо этого она была волонтеркой уфимского штаба Навального и журналисткой проекта Rusnews. В ее канале до ареста – рассказы о семье, домашнем быте, событиях в городе, политзаключенной на тот момент Лилии Чанышевой и протестах в Баймаке.
Еще в 2016 году Комлева не особо интересовалась политикой, но уже тогда пыталась менять систему: ей удалось сломать абсурдный порядок подачи документов в Росреестр – документы стало можно отправлять по почте, писала "Новая газета".
Происходящим в стране мать 14-летнего подростка начала интересоваться постепенно. Как-то ее муж Вячеслав посоветовал ей блог Навального в "Живом журнале". В марте 2017 года они пришли на открытие штаба политика в Уфе. С тех пор Комлева стала активной участницей шествий, пикетов, митингов, слушаний и других мероприятий в регионе.
Впервые ее задержали в январе 2018 года, когда она стала организатором уфимского митинга "Забастовка избирателей". Комлеву и около 30 других участников задержали еще на старте шествия и удерживали в полицейском участке до позднего вечера, а затем присудили штраф. В том же году ее оштрафовали за участие в несогласованной акции протеста против пенсионной реформы.
В 2019 году силовики пришли с обысками в штабы Навального в более чем 40 городах. Вломились и в квартиру Ольги, в изъятой технике ничего не нашли.
В сентябре 2020 года в знак солидарности с белорусскими оппозиционерами Комлева провела одиночный пикет возле отделения посольства Республики Беларусь в Уфе. В декабре того же года, когда стали известны детали отравления Алексея Навального, Ольга снова вышла на одиночный пикет с плакатом: "Арестуйте тех, кто отравил Навального".
В 2021-м Комлеву задерживали перед каждой массовой акцией в поддержку арестованного после возвращения в Россию Навального. Дома все это время ее поддерживала семья.
"Чтобы остаться человеком, надо как-то сопротивляться этому мраку. Конечно, я раньше боялся за жену, особенно поначалу. Беспокоился, когда ее задерживали, когда не знал, куда ее забрали. Потом уже стало привычнее", – рассказал ее муж.
Арест в ноябре 2021 года Лилии Чанышевой по обвинению в создании "экстремистского" сообщества стал для Комлевой шоком. Ольга признавалась, что к Лилии относится с особым трепетом, потому что она "перевернула" ее жизнь.
А 27 марта 2024 года Комлеву вызвали на допрос по "экстремистскому" делу ФБК. И уже 28 марта суд в Уфе отправил ее на два месяца в СИЗО. Арест продлевали снова и снова – Комлева находится за решеткой уже восьмой месяц. Теперь в ее телеграм-канале – письма мужу из заключения: на тюремных бланках журналистка рисует пейзажи и мультяшных героев.
Расследованием ее дела занимался тот же следователь, что вел дело экс-главы штаба Навального в Уфе Лилии Чанышевой – Вадим Пряхин.
По "экстремистской" статье Комлевой грозило до шести лет лишения свободы. Но позже к делу добавили еще статью о "дискредитации армии". Что именно стало поводом для возбуждения нового дела – до сих пор неизвестно. Суд ограничил время ознакомления с материалами дела – там 30 томов. "Перспектива? Если честный суд, то оправдательный приговор, если нет, то нет", – сообщил ее адвокат Михаил Лаврентьев.
Процесс проходит в закрытом режиме. На кадрах, где Комлеву выводят из зала суда, рассматривающего его по существу, она успевает сказать: "Все хорошо! Люблю вас всех".
У Комлевой диабет второго типа, она не была судима, имеет заболевание и воспитывает несовершеннолетнего сына. Но несмотря на эти смягчающие обстоятельства, суд оставил ее под стражей.
В мае 2024 года правозащитный центр "Мемориал" признал Комлеву политзаключенной. А летом ее включили в список "террористов и экстремистов".
"Седьмое ноября. Снег. Новые возможности прогулки! Ну а у меня появились новые варианты прогулки в прогулочном дворике СИЗО-1 Уфы. <...> Зимой во многих городах России люди протаптывают тропинки... Ну и я протаптываю, но не тропинку, а прямоугольник, – пишет Ольга из заключения. – Мне придется доказывать в суде, что я ни в чем не виновата. Поэтому, друзья, если захотите стать свидетелем в моем деле, то свяжитесь, пожалуйста, с моим мужем Славой".