"Скорее любопытство, чем агрессия". Российские студенты и преподаватели в Европе – об отношении к ним после начала войны в Украине

28 февраля, на четвертый день военного вторжения в Украину, которое российские власти называют "специальной военной операцией", уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова написала о том, что российских студентов стали отчислять из вузов Франции, Чехии, Бельгии и других государств Европы "в связи с ситуацией на Украине". По словам Москальковой, о подобных случаях ей рассказали родители учащихся. Корреспондент Настоящего Времени поговорила со студентами и преподавателями вузов Чехии, Польши, Германии, Великобритании и Нидерландов о том, как в эти дни учебные заведения относятся к ученикам и сотрудникам из России и что там происходит на самом деле.

Откуда взялась информация об отчислениях

Первого марта во время встречи с журналистами Татьяна Москалькова снова рассказала об отчисляемых студентах и добавила, что министерство образования готово им помогать. На сайте министерства появилось сообщение о том, что граждане России, столкнувшиеся с "ущемлением своих прав", смогут продолжить обучение в ведущих вузах страны, среди которых МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, ВШЭ и другие.

В то же время, отметила Москалькова, ряд европейских вузов поддерживают российских студентов в случае "агрессивного отношения со стороны других учащихся". Второго марта появились новости о том, что чиновница направила письма ректорам европейских вузов и правозащитникам (в том числе комиссару Совета Европы по правам человека Дуне Миятович) с требованием прекратить "расовую дискриминацию", "моральную травлю" российских студентов, недопуск их к занятиям и остановить необоснованные отчисления.

В комментариях под постом Москальковой в инстаграме российские студенты европейских вузов написали, что, напротив, получают слова поддержки и предложения помощи от своих учебных заведений. Представители программы Евросоюза по студенческим обменам Erasmus+ также сообщали, что информация об отчислениях не подтверждается.


С какими проблемами столкнулись российские студенты в Европе после начала войны

Во время общения с журналистами Москалькова, в частности, упомянула Чешский технический университет (Czech Technical University in Prague), откуда российским студентам якобы предложили отчислиться. Студентка вуза Юлия Шестопалова в разговоре с msk1.ru рассказала, что в первые дни после начала военного конфликта вуз, напротив, прислал письмо, в котором говорилось, что "никого просто так отчислять не будут".

В первые дни войны новости о том, что российские студенты столкнулись с враждебным отношением в академической среде, в Чехии действительно появлялись. Например, профессор Пражского экономического университета (VŠE) Мартин Длоухи в своем фейсбуке написал пост, где заявил, что вводит "свои санкции" против русских студентов. Длоухи пообещал, что не будет помогать им в написании дипломных и магистерских работ, проверять тесты, учить. Вскоре после публикации Длоухи удалил свой пост и извинился за него, а в руководстве университета осудили его высказывание.

Одна из студенток VŠE рассказала в местном телеграм-канале, что еще один преподаватель вуза повел себя некорректно по отношению к ученикам из России. По словам девушки, ее и еще пятерых молодых людей попросили уйти с пары по баскетболу. "Чешские студенты нас поддержали, пытались вступиться", – отметила студентка. Она написала о произошедшем в деканат, но отказалась комментировать ситуацию корреспонденту Настоящего Времени.

Мэр Праги Зденек Гржиб написал в своем твиттере, что русские студенты и "продавщицы в русских магазинах" не виноваты в "преступлениях путинского режима". Он призвал не возлагать на граждан страны коллективную ответственность за войну, развязанную правительством.

Аспирант университета в одном из пяти самых крупных городов Польши в разговоре с Настоящим Временем рассказал, что после вторжения России в Украину его отстранили от преподавания польским студентам. "Мне прислал имейл директор нашего института. В письме говорилось, что из-за вторжения он не может позволить мне преподавать у своих студентов. Это все меня расстроило, потому что было сформулировано в довольно резкой, на мой взгляд, форме. Я ответил, что жалею о том, что действия правительства моей страны, на которые я никак не влияю, начинают влиять на мою карьеру и на отношение других людей ко мне".

Позже в личной беседе научный руководитель объяснил молодому человеку, что это он предложил руководству университета освободить российского аспиранта от преподавания. "Руководитель посоветовал мне лишний раз не сталкиваться с поляками, тем более с молодыми студентами, чтобы их не нервировать и избежать лишних конфликтов, если кто-то будет плохо ко мне относиться. Желание благое, на мой взгляд. Но вылилось оно в такое вот неприятное сообщение от директора института. Позже мои коллеги из университета мне написали, что не все согласны с таким решением", – говорит молодой человек.

В распоряжении редакции есть оригинал письма, который прислали студенту, а также его имя и имена упомянутых сотрудников университета. Мы верифицировали их личности и принадлежность к университету, однако не называем, так как собеседник Настоящего Времени не имеет претензий к вузу: "Я не конфликтный человек, и мне не хочется широкой огласки этой истории. Мне ведь не запретили учиться, меня не отстранили от общения с научным руководителем, просто я пока не буду преподавать".

Как чешские университеты поддержали Украину и почему они не против россиян

Студентка Масарикова университета в Брно (Masarykova univerzita) Светлана Мазур в разговоре с Настоящим Временем отметила, что руководство учебного заведения предложило психологическую поддержку своим российским студентам. "Я получила письмо со словами поддержки и предложением психологической помощи от декана факультета Милана Пола. Ректор университета Мартин Бареш тоже выступил с речью. Оба они сказали, что понимают, в какой тяжелой ситуации оказались русские студенты, и понимают, что государство и граждане не всегда одно и то же". По словам Светланы, у нее много знакомых русских студентов в Брно, и никто из них не жаловался на отчисления. Также Масариков университет запустил программу помощи, в том числе финансовой, украинским студентам.

"Слова Москальковой меня очень сильно разозлили. Я подумала: "Чехия, в отличие от вас, хоть какую-то заботу обо мне проявляет. А вы только врете, что нас отчисляют, – говорит Светлана Мазур. – Я думаю, она [Москалькова] это сказала, чтобы показать, какие все вокруг русофобы, что нас, бедненьких, притесняют. Когда я увидела новость про "отчисления", то первым делом сделала скриншот и отправила его маме со словами: "Мама, это неправда". Мне сложно представить, что меня тут могут ненавидеть. В Чехии преподаватели не смотрят на студентов свысока, а относятся к нам как к коллегам – независимо от возраста и национальности".

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: "Ждем со дня на день тот самый "суверенный рунет", к нему все готово". Михаил Климарев – о работе сайтов в России в условиях войны

Декан факультета социальных наук Карлова университета в Праге (Univerzita Karlova v Praze) Томаш Карасек опубликовал заявление по ситуации в Украине. В нем говорится, что "студентам из России и Беларуси все так же рады на факультете", однако договоренности с российскими учебными заведениями будут заморожены. Карасек подчеркнул, что на факультете не приветствуется "одобрение российской агрессии в сторону Украины или выражение поддержки Кремлю". При определенных обстоятельствах такие действия могут быть рассмотрены как преступление.

Сейчас Карлов университет активно поддерживает Украину. На одном из факультетов проводили сбор пожертвований, гуманитарной помощи, университет запустил сайт, где собраны полезные ресурсы для украинских студентов, сотрудников и их семей.

"Я вижу очень много поддержки Украине со стороны университета. На разных факультетах появились украинские флаги, люди рассказывают друг другу о том, как можно помочь. Недавно я узнала, что в некоторых университетских общежитиях планируют размещать беженцев из Украины", – рассказала Настоящему Времени лектор университета Памела Котти.

По словам Котти, преподавателей Карлова университета попросили быть очень деликатными со своими украинскими студентами, предлагать помощь, давать им больше времени на выполнение заданий и тестов, если потребуется. "Но нам также сказали попробовать поддержать и российских студентов", – добавила она. "Я ужасно огорчена всем, что происходит, но я стараюсь оставаться спокойной для своих студентов, поддерживать их. Недавно я отправила им имейл со ссылками на полезные ресурсы по заботе о себе и своем ментальном здоровье. На занятиях я учу ребят, например, дыхательным техникам, которые помогают успокоиться", – рассказала Памела Котти.

По словам преподавателя, она не замечала никаких проявлений агрессии в отношении российских студентов. "Я думаю, здесь большинство понимает, что правительство страны и россияне – это не одно и то же. Многие очень, очень рассержены из-за действий российских властей, но они также осознают, что люди тут ни при чем. Из того, что я видела, – это доброжелательное отношение к россиянам и попытки их понять. Скорее любопытство, чем агрессия. И это действительно то, что мне хотелось бы видеть на факультете, – то, как люди пытаются понять друг друга, оставаться открытыми для разных точек зрения".

Котти считает, что фейк про отчисления студентов хорошо укладывается в нарратив российской пропаганды о "злом Западе". "Все знают, что студенты ни в чем не виноваты и большинство студентов не согласно с тем, что делает российское правительство. Но я думаю, что студенты – очень хорошая "жертва" для такого рода пропаганды. Если рассказать, что университеты вдруг начинают отчислять невинных студентов, то это разозлит очень многих людей. И это соответствует тому нарративу, который поддерживает российская пропаганда. Посмотрите, какие ужасные вещи Запад замышляет против России, они даже студентов наших отчисляют! Вот как ужасен Запад".

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Захват Запорожской АЭС, 15 лет за "фейки". Девятый день войны

Что говорят российские преподаватели, работающие в Великобритании и Нидерландах

Университеты Великобритании также сообщили о поддержке своих украинских и российских студентов и сотрудников. Например, в заявлении университета Сандерленд (University of Sunderland) говорится: "Мы работаем над тем, чтобы помочь нашим украинским и российским студентам, а также всем членам университетского сообщества, которых затронули недавние события".

Психологическую поддержку своим русскоязычным сотрудникам и студентам предложили в Университете Шеффилда. Об этом Настоящему Времени рассказал лектор университета, историк и медиаэксперт Илья Яблоков.

"Из нашего университета никого не выгоняют. Я только что общался со студентом из Казахстана. Он русскоязычный, с русскоязычной фамилией. И ему, и мне в пятницу пришел имейл о том, что в связи со всей сложившейся ситуацией университет готов оказать нам психологическую поддержку. Для этого была создана горячая линия и открыт специальный имейл, куда можно обратиться в любое время. А сегодня меня встретила в коридоре моя начальница и уточнила, не нужна ли мне какая-то помощь".

По словам Яблокова, увольнение преподавателей или отчисление студентов из британских вузов по причине национальности просто невозможно. "В Британии есть работающее законодательство, в том числе трудовое. И есть такая штука, которая в России существует только на бумаге, – это профсоюз. Если меня вдруг решат по этническому признаку, по признаку гражданства уволить из любого заведения – от паба до университета, – я смогу их засудить на такие миллионы, что никто даже не подумает этого сделать. Конечно, бытовую ксенофобию никто не отменял, стоит в этом признаться. Возможно, с ней я могу столкнуться в пабе или на концерте. Это не нормально – но можно попытаться это понять. А вот увольнений и отчислений быть не может просто потому, что есть работающие законы".

Яблоков считает, что есть несколько способов объяснить, почему некоторые российские СМИ активно распространяют слова Татьяны Москальковой и почему в России им могут верить. "Во-первых, люди в России не понимают, как устроена жизнь за ее пределами. Они ведомы мыслью, что и в других странах все как у нас. Соответственно, можно творить беспредел и на ровном месте выгонять человека с работы. Во-вторых, есть среди них такое убеждение, что Россия пытается отстоять свое мнение – и за это ее не любят. Соответственно, всех русских, даже тех, кто против войны, за границей будут бить". Яблоков также отмечает, что жители Восточной и Центральной Европы "исторически, традиционно, по объективным причинам, которые связаны с бытованием и развитием Российской империи, не очень любят русских". Сейчас эта неприязнь, считает историк, может обостряться из-за агрессии российских властей. "Даже если где-то и есть проявление ненависти к русским, этого оправдывать нельзя. Но можно попытаться понять, почему это происходит", – добавляет Илья Яблоков.

Профессор русского языка и политики Университета Гронингена в Нидерландах Елизавета Гауфман написала на своей странице в фейсбуке, что после начала войны к ней обратились коллеги, включая декана, со словами поддержки. "Никто меня по национальному признаку не дискриминирует", – подчеркнула Елизавета. Она также упомянула, что в Нидерландах активно собирают гуманитарную помощь для беженцев из Украины, а "украинские мамы говорят о том, как важно сейчас не дать сборищу военных преступников в Кремле предъявлять права на русский язык и русскую культуру".

В разговоре с корреспондентом Настоящего Времени Гауфман сказала, что ей тоже пришло официальное письмо от университета со словами сочувствия как украинцам, так и россиянам, которых затронула война. Сейчас, по словам Елизаветы, в университете разрабатывают план финансовой поддержки украинских студентов и частично российских.

"У меня на руках есть официальные гайдлайны для голландских школьных учителей, в которых написано, что при обсуждении конфликта нужно разделять правительство страны и население. При описании войны рекомендуют использовать не "русские", а "русское правительство". Я лично не сталкивалась ни с агрессией по отношению к себе, ни к российским студентам. Моя позиция – антивоенная, и я выражаю свою поддержку антивоенному движению", – подчеркнула Елизавета Гауфман.

Славист и профессор русской и славянской литературы из Университета Амстердама Эллен Рюттен в эфире местного радио призвала уважительно относиться к российским гражданам в Нидерландах.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Более 11 тысяч российских медиков подписали письмо против войны в Украине. Вот что они говорят

"Я не могу представить ректора, который подпишет такой самоубийственный приказ". Комментарий студентки из Германии

Студентка одного из гуманитарных направлений в Техническом университете Дортмунда в Германии рассказала Настоящему Времени, что ее университет тоже выразил поддержку своим российским студентам. "Мне пришло два официальных письма. В одном выражалось сочувствие украинцам и русским и говорилось, что университет Дортмунда – это единое комьюнити, которое дорожит своими студентами, в том числе иностранными. Еще в письме были ссылки на ресурсы, куда можно обратиться, если нужна психологическая или другая помощь. Во втором письме говорилось, что если кому-то из студентов из Украины или России нужна финансовая помощь, то мы можем обратиться к университету, описать ситуацию, указать сумму – и там подумают, как нам помочь".

По словам девушки, с дискриминацией в быту или академической сфере она не сталкивалась. Однако не все в Европе понимают, как устроена жизнь в России, добавляет собеседница: "Нынешний режим сделал на Западе ювелирную имитацию демократии в России. Мне приходилось объяснять людям, которые живут в настоящих демократиях, что все, что они видят по официальным российским каналам, надо делить на тысячу. Никаких выборов и демократических процессов в стране нет. Мне очень долго не верили. А теперь, видимо, поверили".

Студентка полагает, что, распространяя информацию об отчислениях из европейских вузов, российские власти пытаются создать видимость того, что во всем мире русских "ненавидят и притесняют".

"В Европе отчислить кого-то из-за национальности или без веских на то причин – подсудное дело. Если завтра мне придет приказ на отчисление, то я просто беру все свои шмотки, иду в суд, однозначно его выигрываю, и университет несет финансовые и репутационные потери. Так что когда люди пишут такие фейки, они, наверное, меряют весь мир по себе. Они, видимо, думают, что если они могут студентов выгонять в один день из-за походов на митинги, то здесь это тоже проканает. Но здесь это не проканает. Я даже представить не могу, как должно перемкнуть ректора, который подпишет такой самоубийственный приказ", – говорит студентка университета Дортмунда.

Она полагает, что страх отчислений или того, что россиянам начнут аннулировать заграничные визы, не оправдан: "Я, конечно, тоже этого боюсь, но это иррациональный страх. Мы, люди из постсоветских стран, просто на каком-то глубинном уровне не можем поверить, что такого не может быть. На каком основании у меня могут визу забрать? Из-за того, что меня зовут Маша Иванова и я из России? Я даже представить не могу себе такую ситуацию".