"Люк, я твой отец": в прокат вышла последняя часть "Звездных войн"

Под конец 2019 случилось событие важное для мирового жанрового кино: состоялась премьера последней части "Звездных войн".

"Звездные войны: Скайуокер. Восход" стал девятым эпизодом так называемой Саги Скайуокеров и одиннадцатым фильмом во всей франшизе, длившейся 42 года. Вспомним, как все начиналось.

РОЖДЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ

Режиссер Джордж Лукас еще студентом изучал антропологию. На создание цикла "Звездных войн" его вдохновил популярный в академической среде трактат Джозефа Кэмпбелла "Герой с тысячью лиц". Согласно Кэмпбеллу, большинство сказаний народов мира имеет общую сюжетную структуру: герой пускается в рискованное путешествие, через боль и потери проходит инициацию, побеждает демонов как реальных, так внутренних и добывает царство. Кстати, позднее Лукас в знак благодарности снял серию интервью с Кэмпбеллом "Сила мифа".

Так или иначе, структура была ясна, осталось только наполнить ее кинематографическим содержанием. Лукас действовал издалека. В 1970-х он был молодым режиссером, автором провалившейся в прокате антиутопии "THX 1138" (позднее признана классикой жанра) и снятой при продюсерской поддержке Френсиса Форда Копполы молодежной трагикомедии "Американских граффити" (1973), принесшей миллионные прибыли и отмеченной двумя "Золотыми глобусами". Однако, мечта о космической фантастике преследовала Лукаса с юношеских лет. Коммерческая неудача "THX 1138" усложняла задачу. Поэтому Лукас решил поработать в другом жанре – он написал роман "Звёздные войны". После того, как книга получила премиею "Хьюго", Лукас смог уговорить студию 20th Century Fox на экранизацию.

Дальнейшее похоже на классическую историю американской мечты. Первая часть франшизы "Эпизод IV: Новая надежда" (1977) принес $337 млн прибыли при бюджете $11 млн, получил шесть "Оскаров" и спас 20th Century Fox от банкротства. В течение 6 лет вышло два не менее успешных продолжения - "Империя наносит ответный удар" (1980) и "Возвращение джедая" (1983). Их режиссёрами выступили Ирвин Кершнер и Ричард Маркуанд, однако мало кто сомневался, что процесс полностью контролировал все тот же Лукас. Образы, терминология и отдельные фразы цикла наподобие "Да пребудет с вами Сила" вошли в массовый обиход, а в перечне жанров появилась новая категория – "космическая мыльная опера".

КОСМООПЕРА

В чем секрет многолетнего успеха саги? Лукасу удалось создать сказку, которая порадовала внутреннего ребенка в сердцах миллионов взрослых, но в оболочке популярного у взрослых жанра. Даже президент Рейган называл "Войны" своим любимым фильмом. Внешность и характеры героев, оружие и магические способности – одновременно и узнаваемы на архетипическом уровне, и в то же время не имеют аналогов в кинематографе. Тут есть свои безупречные воины (джедаи), на философию и облик которых явно повлияли фильмы Акиры Куросавы, лихие космические авантюристы (Хан Соло) словно из классических вестернов, сексуальная и одновременно невинная принцесса Лея, обессмертившая актрису Кэрри Фишер, зловещий и трагический черный рыцарь Дарт Вейдер в своем знаменитом шлеме и даже шут – позолоченный и болтливый робот C-3PO.

Повстанцы Республики, пестрые и разноголосые, сражаются за свободу против диктатуры Империи, эстетика которой апеллирует к Третьему Рейху. Иными словами, это не просто сказка – это начало нового волшебного поствоенного мира с джедаями и далекими-далекими Галактиками. Если добавить революционные на тот момент спецэффекты, полностью сделанные вручную, поскольку нынешних компьютерных мощностей тогда просто не существовало – станет ясно, что Лукас вдохнул новую жизнь в кинофантастику.

Многочисленные технологические и художественные находки "Звездных войн" вошли в плоть и кровь киноиндустрии, а потенциала изначальных идей оказалось достаточно для новых и новых продолжений. Лукас выпустил еще три эпизода, сюжетно предшествовавших фильму 1977 г. – "Звёздные войны. Эпизод I: Скрытая угроза" (1999), "Атака клонов" (2002) и "Месть ситхов" (2005), а затем прибыльно продал свою студию "Lucasfilm" вместе с правами на "Звездные войны" компании Disney.

НОВЫЕ НАДЕЖДЫ

В деле кинокоммерции Disney нет равных. Стиль, основные сюжетные приемы и персонажи цикла были известны наперед, но каждая новая часть – "Пробуждение силы" (2015), "Последние джедаи" (2017) – оборачивалась коммерческой победой. "Дисней" также запустил линию спин-оффов, то есть фильмов-ответвлений от основной истории. "Изгой-один. Звёздные войны: Истории" (2016) произвел неожиданно свежее впечатление в первую очередь тем, что это не сказка, а военная драма.

Добро там небезупречно, бойцы Республики подчас совершают преступления ради благой цели, хеппи-энд не гарантирован. Такая прививка реализма оказалась очень полезной, но другое новшество не менее важно: "Изгой" - первый фильм во вселенной "Войн" с главный персонажем-женщиной (Джин Эрсо).

Феминоцентризм сохранился и в восьмой части. Ее главной героиней стала бывшая сборщица мусора Рэй (Дэйзи Ридли), вовлеченная в борьбу Новой Республики с темным Первым Орденом, он же Абсолютный Порядок. Император, вроде бы погибший в фильме 1983 года, как оказалось, никуда не делся – темная сторона Силы не дала ему пропасть. Шанс вспомнить своих уже постаревших персонажей получили Харрисон Форд и Кэрри Фишер.

Наиболее интересным оказалось введение в цикл восходящей звезды независимого американского кино Адама Драйвера. В "Войнах" он играет сына Хана Соло и Леи Органы, соответственно внука и наследника самого Дарта Вейдера — Кайло Рена. Он стремится стать таким же великим, как его дед, а по большому счету – окончательно свергнуть императора и занять его место на троне Абсолютного порядка. Но темная сторона Силы не имеет над ним полной власти, как не имела над Вейдером.

ВОСХОД И ФИНАЛ

Режиссером девятой части стал Дж. Дж. Абрамс, в свое время уже снявший «Звёздные войны: Пробуждение силы» (2015). Противостояние тут развивается в треугольнике Рэй - Кайло Рен – Абсолютный Порядок. У каждого свои цели. Рэй чувствует в себе Темную Сторону и пытается превозмочь ее; Кайло мечтает занять место на троне вместе с Рей; Аюбсолютный Порядок планирует подтолкнуть воинственнную джедайку к своему убийству и тем самым переселиться в нее, чтобы окончательно покорить Вселенную.

Абрамс кроит фильм по отработанным до автоматизма шаблонам. Судьба миров зависит от горстки смельчаков. Драйвер красиво мечется между Светом и Тьмой. Бои в космосе, на суше и на воде ослепляют зрелищностью; пейзажи и обитатели разных планет – это отдельный парад визуальных удовольствий. Абрамс и мастера спецэффектов явно старались устроить грандиозный прощальный фейерверк.

Философским же наполнением последней части стала вера в свободный выбор индивида, в состоятельность добра и даже в предсмертное искупление – некое его подобие происходит с Кайло Реном. Сказка должна заканчиваться хорошо – сколько бы звездолетов при этом не взорвалось.

В целом, стойкие поклонники эпопеи должны быть удовлетворены: им показали все, что они любят. Закончили ударной нотой. Disney туманно намекает на новые проекты, ходят слухи о том, что могут начать снимать предысторию учителя Дарта Вейдера, Оби-Вана Кеноби, развивать сериал "Мандалорец". Но все-таки главное произошло. Повесть, начавшаяся в совершенно иной эпохе и в ином мире, завершилась. "Звездные войны" окончательно стали историей.