"Этот силуэт может принадлежать любому чеченцу, лишенному голоса". Премьера фильма Реки Валерика о гее из Чечни

В Москве и Петербурге организаторы фестиваля "Артдокфест" весной 2021 года вынуждены были отменить показы документального фильма "Тихий голос" режиссера Реки Валерика после угроз неизвестного человека, представившегося Сулиманом. Мужчина сказал, что картина "нарушает права чеченцев", и пообещал "серьезные последствия". Организаторов фестиваля слова Сулимана не остановили. После отказа снять картину с показа все билеты выкупили одномоментно с одной банковской карты. Далее последовали события, о которых дирекция "Артдокфеста" предпочитает не распространяться, и фильм все-таки убрали из программы.

Главный герой ленты – гомосексуал, бежавший из Чечни. Невероятное потрясение от вынужденной эмиграции лишило его дара речи в буквальном смысле. Документальное кино наконец дало герою возможность заговорить, пусть даже и произносит он всего одно слово. Но в России его тихий голос не дали услышать.

Однако фильм можно увидеть на сайте Настоящего Времени с 22 ноября 23:00 мск до 29 ноября.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

История сбежавшего из Чечни гомосексуала и борца ММА. Фильм доступен до 29 ноября

Фильм рассказывает историю молодого парня Хаваджа, который пытается приспособиться к жизни в Бельгии. Несколько лет назад он был уважаемым бойцом ММА, самого популярного спорта в Чечне. Жил вместе с любящей матерью в знакомой стране, которую считал своей родиной. Так продолжалось до тех пор, пока родной брат не узнал о гомосексуальной ориентации Хаваджа.

В фильме не раскрываются подробности того, что произошло с героем до отъезда из Чечни, но очевидно, что его нынешнее состояние вызвано тяжелой психологической травмой. Он не может говорить, в психиатрии такое состояние называется мутизм – потеря дара речи, связанная со стрессом, а не с физиологической немотой.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Из рая в ад и обратно. Главные картины фестиваля доккино в Амстердаме

Хавадж вынужден оставаться не только безголосым, но и безликим – вездесущая чеченская диаспора продолжает преследовать геев и в эмиграции. Поэтому герой не может заниматься борьбой, единственным, что умеет и к чему стремится, ведь все клубы принадлежат либо чеченцам, либо их друзьям, которые могут его узнать.

Единственной отдушиной для него становятся походы в местный планетарий и прогулки с заботливым парнем из социальной службы. Мать Хаваджа каждый день присылает ему сообщения, умоляя ответить, но он не может с ней поговорить. Она не понимает сына, но беззаветно любит, невзирая на опасность и даже на то, что старший брат отрекся от младшего и желает ему смерти. Именно ее голосом рассказана история их семьи, прошедшей через войну, а теперь и через трагедию разлуки.

Кадр из фильма

О режиссере фильма "Тихий голос" известно немного. Река Валерик тоже эмигрировал из Чечни в детстве, вместе с родителями и теперь живет в одной из европейских стран. Он работает под поэтичным псевдонимом Валерик, это река в Чеченской республике, в одном из стихотворений Лермонтов называет ее "речкой смерти". В интервью режиссер рассказывает о том, что осталось за кадром: брат героя был поставлен перед фактом, он должен был его убить, но, по-видимому, не смог и позволил сбежать.

Хавадж самостоятельно добрался до бельгийского аэропорта, где сдался властям и попросил политического убежища. Когда режиссер познакомился с ним, он находился в глубокой депрессии и в основном спал. Валерик два года общался со своим героем, прежде чем начать съемки в 2019 году. Так что часть того, что показано в фильме, является реконструкцией более ранних событий жизни Хаваджа, когда он лишился всего, что у него было, и с трудом мог коммуницировать с миром.

Кадр из фильма

Перед режиссером стояла довольно непростая задача: необходимо было создать фильм-портрет, не показывая при этом лица героя, деанонимизация могла быть для него опасной. Поэтому все, что можно сказать об облике Хаваджа, это то, что он напоминает молодого Брюса Ли. Внимательная камера следит за его руками и напряженными плечами, его силуэт может принадлежать любому чеченскому гею и – шире – любому чеченцу, лишенному голоса.

Режиссер настаивает на том, что фильм не только об этом конкретном парне. Тихий голос – это и голос матери Хаваджа, которая, скорее всего, больше никогда не увидит любимого сына. Тихий голос – это и голос самого режиссера Реки Валерика, который не может появиться на премьере собственного фильма и не может давать видеоинтервью из соображений безопасности.

После несостоявшейся премьеры ему пришлось закрыть соцсети из-за угроз со стороны чеченцев-гомофобов: "Это парадокс – делая этот фильм, я хотел дать плоть и голос своему герою, а в конечном итоге теперь должен скрывать свой голос и лицо". "Тихий голос" – не только о безголосом гее Хавадже, но и обо всех тех, кто вынужден молчать так же, как и он.