17 августа. Урожайное и второй Бахмут

Все, что нужно знать рано утром 17 августа

Здравствуйте, дорогие читатели!

Официально объявлено, что украинская армия освободила село Урожайное Донецкой области – это открывает для ВСУ новые окна возможностей (какие именно, рассказано тут). В то же время ситуация на купянском направлении, где пытается наступать российская армия, усложнилась – украинский журналист Егор Логинов называет Купянск "вторым Бахмутом".

Днем в среду российская армия обстреляла Херсонскую, Харьковскую и Днепропетровскую области, убиты по меньшей мере два человека. В ходе дроновой атаки на Одесскую область в ночь на среду силам ПВО удалось сбить 13 "Шахедов". Сколько их было всего, украинские военные не раскрыли; в результате попаданий разрушены зерновая и портовая инфраструктура где-то в области.

По данным Financial Times, США предложили Ирану прекратить поставки "Шахедов" и комплектующих к ним в Россию в обмен на смягчение санкций (британская военная разведка считает, что Россия уже наладила собственное производство этих дронов, но компоненты по-прежнему поступают из Ирана по Каспийскому морю). Комментируя удары по портовой инфраструктуре Одессы, представитель воздушных сил ВСУ Юрий Игнат сказал, что раньше весны Украина не получит истребители F-16, которые могли бы облегчить защиту ее воздушного пространства. Ждет Украина и обещанных Германией дальнобойных ракет Taurus – как они могли бы изменить ситуацию на фронте, здесь объясняет военный эксперт.

Жизнь на обочине войны

  • В Украине идут суды над предполагаемыми коллаборантами, и коллаборационизм в них не всегда очевиден – вот история спасателя из Херсона, который возглавил службу, когда его начальник уехал в Киев и не вернулся. Дилеммы, которые стоят перед жителями оккупированных территорий Украины (брать или не брать российский паспорт, выходить на работу в российское учреждение или не выходить), здесь разбирает советник украинского мэра Мариуполя Петр Андрющенко.
  • Освободившиеся из российского плена украинские военные рассказали "Би-би-си" о пытках в СИЗО №2 в Таганроге: их сильно били, унижали и почти не кормили. Военнопленные могут хотя бы рассчитывать на обмен – вот истории гражданских украинцев, которые сидят в российских СИЗО по обвинению в "международном терроризме" и никакому обмену не подлежат. Тем временем украинский государственный проект "Хочу жить", помогающий российским военнослужащим добровольно сдаться в плен, решил помогать и российским политзаключенным, добиваясь их передачи Украине.
  • В российском Совете Федерации подготовлен законопроект, запрещающий публиковать в соцсетях и СМИ фото и видео атак дронов и мест обстрелов: за это предполагается наказание до трех лет тюрьмы и штраф. В Украине такой закон приняли сразу после полномасштабного российского вторжения.
  • В Москве умер генерал-полковник Геннадий Жидко – до июля прошлого года он командовал российской группировкой в Украине. В Петербурге похоронили убитого на войне в Украине греческого бизнесмена Симоса Панагиотидиса – проститься с ним пришло все бывшее руководство города, дружившее с Панагиотидисом на почве православия афонского разлива, а также бизнеса (грек был деловым партнером сына бывшего губернатора Полтавченко). Зачем Панагиотидис вступил в батальон "Ахмат", известно одному только богу.
  • ФСБ отчиталась о недопущении украинских диверсантов в Брянскую область и убийстве четырех из них. "Коммерсант" пишет, что среди россиян тоже были потери.
  • Мэр Москвы заявил, что в Украине воюют 45 тысяч москвичей (месяц назад он говорил, что их 30 тысяч). В других регионах полиция занимается пополнением мобилизационного резерва на овощебазах: в Петербурге после одного только рейда больше ста мигрантов с российскими паспортами доставили в военкомат для постановки на воинский учет, в Чувашии – только десять.
  • ФСБ задержала 23-летнего жителя Ангарска, подозреваемого в попытке передать украинской разведке секретную информацию, собранную по месту работы. Военный суд приговорил жителя Красноярска к 10 годам колонии за поджог военкомата по статье "теракт" (никто не пострадал), а суд в Ростовской области дал восемь лет колонии снайперу, который застрелил на фронте своего сослуживца и попытался представить дело так, будто его убили украинцы.
  • В Краснодаре составлен административный протокол о "дискредитации" российской армии на женщину, которая возмутилась тем, что соседки заняли детскую площадку для плетения маскировочных сетей.
  • Генпрокуратура России признала нежелательной зарегистрированную в Польше ассоциацию "За свободную Россию", которая оказывала финансовую помощь выехавшим из России активистам, а МИД России не продлил визу нидерландской журналистке Еве Хартог, сославшись на "травлю российских СМИ в ЕС" (Хартог прожила в Москве 10 лет и освещала, среди прочего, преследование Навального и дело американского репортера Эвана Гершковича).
  • МВД России подготовило предложения о предоставлении им удаленного доступа к переписке россиян без решения суда.

Международное эхо войны

  • По данным обозревателя Guardian Шона Уокера, после высылки шпионов, работавших под дипломатическим прикрытием, российская разведка в Европе все больше полагается на нелегалов. Центр "Досье" выяснил, что один из задержанных в Великобритании болгар, обвиняемых в шпионаже в пользу России, помогал директору немецкой платежной системы Wirecard Яну Марсалеку, которого в Германии подозревают в особо крупном мошенничестве. Бежавший в Россию Марсалек тоже был связан с российскими спецслужбами.
  • Возможные отравления российских журналисток и активисток в Европе продолжают вызывать комментарии: бывший глава лаборатории ОЗХО Марк-Михаэль Блум предположил, что яды, которыми их травили, могли быть нелетальными, но наносящими серьезных вред здоровью; главред The Insider Роман Доброхотов считает, что как минимум Елену Костюченко пытались именно убить – просто она не доела еду, в которой, предположительно, содержался яд. Что думает об этом сама Костюченко, читайте здесь (кратко) или смотрите у Дудя (длинно).
  • Минюст Эстонии предлагает лишить россиян и белорусов, постоянно проживающих в стране, права голосовать на местных выборах, потому что в своем выборе они могут сохранять верность "государству-агрессору".
  • Чехия ввела санкции против главы российского оборонного холдинга "Тактическое ракетное вооружение" Бориса Обносова, его дочери Ольги Зориковой и зятя Ростислава Зорикова (недвижимость и богатый автопарк Зорикова в Праге обнаружили соратники Навального); США ввели санкции в отношении трех фирм, зарегистрированных в России, Казахстане и Словакии, которыми владеет гражданин Словакии Ашот Мкртычев – он якобы организовывал поставки северокорейского оружия в Россию.
  • В Беларуси зарегистрирована образовательная организация "Группа Вагнера". Литва, опасаясь этих тружеников образования, закрывает два погранперехода на границе с Беларусью.
  • Из Одессы вышло первое судно по открытому Киевом морскому коридору – это контейнеровоз "Йозеф Шульте", находившийся в одесском порту с 23 февраля 2022 года. Он идет под флагом Гонконга с украинским экипажем и 30 тысячами тонн груза и держит курс на Босфор. По данным The Wall Street Journal, США разрабатывают план экспорта зерна из Украины без участия России – рассматривается вариант транспортировки зерна по Дунаю с последующей его отправкой через румынские порты.
  • Глава аппарата генсека НАТО Стиан Йенссен назвал ошибкой свои заявления о том, что Украина может вступить в НАТО в обмен на отказ от части своих территорий.
  • Болгария присоединяется к декларации G7 о поддержке безопасности Украины.

Все остальное

  • В российской колонии умер генерал ФСО, отбывавший десятилетний срок за взятки при строительстве путинской резиденции "Бочаров ручей". 19-летний студент Никита Журавель, которого обвиняют в сожжении Корана возле Соборной мечети в Волгограде, заявил, что в СИЗО Грозного его избил 15-летний сын Рамзана Кадырова Адам.
  • В Беларуси КГБ задержал не менее семи сотрудников Национального исторического архива (незадолго до этого в архиве сменился директор).
  • Баку и Ереван обвиняют друг друга в обстрелах приграничных селений. Ситуацию в Нагорном Карабахе, откуда поступило сообщение о первой голодной смерти, обсудили в Совбезе ООН.
  • Фонд Джорджа Сороса "Свободное общество" сворачивает свои программы в Евросоюзе ради переключения на другие, более проблемные регионы.

Шесть ссылок

  • СССР. История поэтапной большевистской национализации промышленности. Или рассказ о том, как СССР готовился к тотальной войне в 1946–1953 годах.
  • Разговоры с учеными. Интервью с Мадиной Тлостановой, профессором постколониальных феминизмов отделения гендерных исследований Линчепингского университета (Швеция) – о новых релокантах, постколониализме в искусстве и конструировании идентичности. Или беседа с литературоведом и поэтом Ильей Кукулиным о том, как война поменяла жизнь и международную русистику.
  • Петербургские выставки. Рассказ о квартирниках и летучих выставках в лесу, которые продолжают устраивать петербургские художники-активисты. Или монолог скульптора Петра Дьякова о его выставке "Заповедник" в галерее Anna Nova и вынужденном уходе в андеграунд.

Искренне Ваши,
Семь Сорок