Будет сложнее тем, кто готовится честно. Учителя и психологи – об экзаменах во время эпидемии

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин 11 июня подписал постановление о порядке проведения выпускных и вступительных экзаменов в 2020 году – из-за эпидемии коронавируса проводить их в обычные сроки и по привычным правилам невозможно. Выпускники 9-х и 11-х классов получат аттестаты без сдачи государственных экзаменов, смогут без экзаменов поступить в колледжи и техникумы. Однако для поступления в вуз все равно придется сдавать единый госэкзамен (ЕГЭ) – он будет проходить очно в период с 3 по 23 июля (предусмотрены также "резервные дни" в конце месяца для тех, кто не сможет сдать экзамены в отведенное время).

При этом наряду с опасениями о безопасности (насколько оправданно проведение очного экзамена во время эпидемии) существуют и другие: например, потенциальное увеличение конкурса на бюджетные места из-за отмены финалов школьных олимпиад (раньше льготы при поступлении получали только победители, теперь их получат все призеры) или психологическое состояние абитуриентов. Настоящее Время поговорило о том, как будут проходить экзамены и каких сложностей ждать в 2020 году в связи с эпидемией коронавируса, с несколькими учителями, репетиторами и психологами.

Ирина Костюкович, учитель и репетитор

Когда министр просвещения Кравцов объявил, что все финалисты всероссийской олимпиады становятся призерами, это был удар для многих. Это было из серии: так не может и не должно быть. Основной вопрос – будет ли меньше бюджетных мест. И если ребята получили призовые места на олимпиаде в Твери, Тамбове или Воронеже, они не останутся там, они поедут в Москву. А мест бюджетных от этого не становится больше, и те, кто рассчитывал поступить по ЕГЭ, получили удар под дых.

Мы надеемся, что никто не будет рисковать пересдачами [и делать ЕГЭ сложным]. Потому что тогда неизвестно, сколько нужно будет задействовать пунктов проведения экзамена и организаторов на пересдачу. У нас и так две волны, ведь если на входе в ППЭ (пункт приема экзаменов) у ребенка температура, то его отправляют домой. Надеемся, что в этом году на проверку ЕГЭ взгляд будет более широкий и будет меньше неудовлетворительных оценок. Жалко коллег, которые будут работать организаторами ЕГЭ, их возраст 45+. Это категория риска, они будут по 4 часа в масках и перчатках. Это невыносимо жарко. И мы не знаем, переносчик ребенок или нет, они болеют почти все бессимптомно.

В этом году основная проблема – это момент ожидания. Когда мы уходили на карантин, родители и дети говорили: "Классно, мы будем сидеть себе и готовиться". Через две недели, когда все поняли окончательно, что из карантина мы не выйдем, начался период ожидания. Вся психологическая подготовка слетела прямо на финишной прямой. По результатам всех тестов пошел откат назад. Они [выпускники] не могли себя заставить работать, даже самые мотивированные. Здесь нужна была поддержка учителей, родителей.

С некоторыми детьми я ставила обучение на паузу, потому что они просто не могли заниматься. За это время мы осознавали заново все наши мотивы и решали готовиться пошагово, по чуть-чуть. Я постоянно встречалась со своими одиннадцатиклассниками в зуме, для них это очень важно, потому что когда появляется какая-то новость безумная, начинаются сомнения.

Сейчас это уже не марафон, а спринт. Есть месяц дополнительной подготовки, чего раньше никогда не было. Это бонус. Сейчас ощущения неопределенности для них нет, они все знают. И то, что все вступительные экзамены будут онлайн. Это проще, чем в 4 часа ночи ехать на транспорте из другого города, а потом метаться из МГИМО в МГУ.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: "Руководство сказало: придумайте". Школы и университеты в России из-за коронавируса обязали учить дистанционно, но не сказали как

Дмитрий Беляев, учитель в гимназии, репетитор

Сейчас произошла странная штука. На первый взгляд может показаться, что стало легче: у вас есть месяц, готовьтесь сколько хотите. С другой стороны, у людей появилось свободное время, и они не начали тратить его на что-то полезное, а стали больше прокрастинировать и отдыхать. Апатичное состояние напало не только на взрослых, но и на детей. И они не всегда способны его отрефлексировать.

Мои одиннадцатиклассники ждут не дождутся ЕГЭ, потому что дополнительный месяц стресса хорошо не влияет, давление увеличилось. И последняя четверть без позитивных эмоций, последнего звонка, праздника, который для большинства учеников в этот момент является катарсисом. Мы его провели по зуму, было 200 человек, но это не тот праздник, к которому мы привыкли.

Из-за того что увеличилось количество людей, которые получили дополнительные баллы на всероссийской олимпиаде, говорят о том, что вступительные в вузы изменятся – но непонятно как. И насколько поменяют ЕГЭ. Если ЕГЭ [станет по сравнению с прошлыми годами] сложнее, то это будет апогеем всего стресса и ни к чему хорошему не приведет. Если ЕГЭ не изменят сильно, то выиграют те, кто прорабатывал этот месяц много вариантов из старых задач. А если поменяют, то будут иметь преимущество те, у кого лучше общие знания предмета.

Если мы вынесем за скобки, насколько ЕГЭ может быть плохо с эпидемиологической точки зрения, если мы говорим только о том, что [есть] ученик 11 класса, то ему хочется сдать не очень поздно, потому что потом начинается длинная процедура поступления. И если ее сокращать, могут возникать проблемы. Это вызвало опасения. Если назначат ЕГЭ в конце июля, то поступление надо будет ужимать месяц или начинать обучение позже. Если процедуру поступления сжимать, значит, из-за скорости документооборота кто-то не успеет подать в тот вуз, который мог бы. Это давило на всех нас. Появлялось много проблем, но мы стараемся в критический ситуации помочь ученикам.

Думаю, в этом году сложнее будет поступить тем детям, кто готовится честно. Для них обучение сохранилось, они от него не отлынивают, стараются получать дальше знания, поступают честными путями, но они – уязвимая часть. А те, кто готов идти на всякие хитрости, – им проще, потому что появились новые способы обходить правила. На дистанционных экзаменах и олимпиадах можно позвать учителя или репетитора, который будет решать за тебя в стороне от камеры. И еще поступят те, кто стрессоустойчив, и те, кто может учиться самостоятельно. Это редкое качество, чтобы ученик мог сам заниматься. Для таких детей июнь – это месяц возможностей.

У всех одиннадцатиклассников сейчас есть больше возможности или учиться, или отдыхать. В нашей гимназии экзамены проходят каждый год, и я предлагаю ученикам вспомнить, как они сдавали их в прошлом. Перед экзаменом кажется, что это самое важное, что с тобой происходит в жизни, но потом, оглядываясь назад, понимаешь, что переживания были излишними. Со временем и ЕГЭ будет выглядеть как всего лишь одна точка на долгом пути, и эта мысль кому-то может помочь успокоиться.

Татьяна, мама одиннадцатиклассницы

Год поступления и без коронавируса тяжелый для всех родителей, и финансово тяжело тянуть репетиторов. Он тяжелый для тех, кто нацелен, хорошо учится. Кто балду гоняет, так гоняли и гоняют, никаких изменений нет. Это бьет именно по мотивированным, а не по тем, кому все равно и кто не понял еще, что он хочет.

ЕГЭ сам по себе – стресс для любого школьника, а когда еще накладывается перенос, а до этого полная неизвестность, становится непонятно, как с этим справиться. Мы, родители, по мере сил друг друга успокаиваем. Но когда дедлайн постепенно отодвигается, к тому же несколько раз, то люди постоянно находятся в подвешенном состоянии. У нашего репетитора почти суицидальные случаи были, дети в состоянии депрессии. У каких-то детей были совсем другие планы. Мальчик в классе с дочкой прошел всероссийскую олимпиаду, но он рассчитывал поехать учиться за границу. Сейчас ничего не понятно.

Почему когда придумали с всероссийской олимпиадой, что все, кто вошел в финал, стали победителями, то же самое не придумать с ЕГЭ? Например, всех свободно зачислять, а потом отчислять тех, кто не справился. Или сделать поступление по регионам. Надо было бы придумать какую-то альтернативу и успокоить детей.

Все это – очень большой удар по мотивации, потому что детям на этом этапе стало все равно. Все перегорели. И я по себе чувствую, что если в начале я нервничала, то сейчас уже без разницы. Следующая стадия, наверное, – депрессия, все как положено по психологии.

Моя дочь занимается и сама, и с репетиторами. Мы говорим ей, что не надо беспокоиться: если не поступит на бюджет, значит, будем платить. Результаты точно будут хуже, и все наши репетиторы говорят об этом. Они все стараются работать и психологами у своих учеников. Но мы, как взрослые, обсуждаем это между собой, и все в ужасе. Дети устали, они должны были в мае уже прекратить занятия и начать сдавать экзамены. У них растянулось это предприятие. И все равно мы не знаем точно, когда оно закончится. Дочка высказывала мысль, что, может быть, плюнуть и не поступать, но если в этом году так все плюнут, то что будет в следующем? Я против.

Оксана Мищенко, психолог

Главные запросы от родителей [сейчас] – что ребенок не может собраться, не хочет учиться. Ему сложно в условиях онлайн. Нагрузка физическая на глаза большая, психологическая – целый день сидеть и учиться. Тяжело себя держать в руках и не заниматься другими вещами. Родители тоже устали, чтобы заниматься с ребенком, у них нет ресурсов. Все пускают на самотек. Заниматься возможно, но нужно гораздо больше усилий.

Когда вам нужно подготовиться к чему-то грандиозному, собраться и сделать все на пять с плюсом, вы рассчитываете свое время и силы. Дедлайны – хорошая вещь, это дисциплина. Перенос – это неопределенность, страх, неуверенность, повышение внутренней тревожности. В это время родители в первую очередь должны отстать от детей, не грузить их лишний раз домашней работой. Дать возможность ребенку сконцентрироваться на учебе. В это же время нужно держать руку на пульсе, сказать как минимум, что если понадобиться помощь, то пусть он обращается. Не спрашивать: "Ну чего, как там у тебя математика?" Особенно родительским тоном. Спрашивать ненавязчиво.

Хорошо помогает четкое расписание. У нас неопределенность везде, но дома все четко. Режим, расписание, график семьи: кто чем когда занимается. Хорошо, чтобы это было для всей семьи, иначе это будет: "Тебе нужно сделать так-то". Любой человек может от таких слов пойти на принцип, а ребенок войдет в роль бунтующего и назло маме отморозит уши.

Можно представить, что вы находитесь на плоту со своим ребенком, и начинается шторм. У ребенка опыта нахождения в шторме нет, а у взрослого есть. Он был там неоднократно. У него есть функционал и опыт, причинно-следственная связь работает у взрослых, у детей она только начинает укрепляться. Самое первое правило, когда человек попадает в воду в шторм, – расслабиться, не паниковать. Представьте, что вы в воде и попали в большие волны. Нужно расслабиться и ждать, пока волна пойдет по направлению к вашему движению.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Как жить в самоизоляции и не сойти с ума. Рассказывают специалист по домашнему образованию, психолог и коуч для трудоголиков