"Не можешь себя принять, смотришь на свои шрамы". Россиянки рассказывают, как они борются с психологическими последствиями онкозаболевания  

Ежегодно 4 февраля отмечается Всемирный день борьбы против рака. Директор Европейского бюро ВОЗ Ханс Клюге подчеркнул катастрофические последствия, которые пандемия оказала за последние два года на людей с онкозаболеваниями. Из-за борьбы с коронавирусом пострадали диагностика и лечение рака. Трудности есть и с реабилитацией перенесших заболевание. Российский проект "Химия была, но мы расстались" помогает бывшим онкопациентам вернуться к нормальной жизни.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Россиянки рассказывают, как они борются с психологическими последствиями онкозаболевания

"Я года три назад обнаружила небольшой шарик в груди. Приставала к разным маммологам с вопросами. Они меня успокаивали, а один даже сказал: "Не переживай, просто бюстгальтером натерла, рассосется". Но оно не рассасывалось, иногда побаливало, и наконец в самой обыкновенной районной поликлинике нашлась врач, которая более пристально обратила на эту проблему внимание, отправила меня на биопсию, и, спасибо ей, я поймала рак на очень ранней стадии", – рассказывает актриса Юля Шарова.

Юля победила рак. После операции и реабилитации врачи сказали ей, что можно спокойно жить дальше. А как это спокойно – она уже забыла. После того, как ей поставили онкологический диагноз, будущее казалось страшным и туманным. И если первое время профессиональные навыки актрисы и модели помогали выстроить дистанцию между собой и болезнью, то после операции это получаться перестало.

"После операции моя дистанция схлопнулась просто до нуля. И я обнаружила себя человеком, у которого в телефоне сто с лишним фотографий "до и после". Я фотографировала свои шрамы каждую неделю и пыталась понять, становится ли лучше. Я ушла в себя. Потому что все равно же произошли изменения в физическом плане, в ощущениях", – рассказывает Юля Шарова.

В период ремиссии у пациентов с онкологией часто возникает посттравматическое расстройство. В этот момент очень важна работа с психологом, но ей часто пренебрегают. Рак и процесс его лечения наносят пациенту травму, с которой нужно серьезно работать.

"У человека сильно падает самопринятие, самодостаточность, чувство уверенности в себе. Он начинает ощущать свою второсортность. Это видно по таким реакциям, как, например, когда человек узнает о своем диагнозе, он говорит: "Боже, за что мне это". Безотчетное ощущение, что это за что-то", – говорит психолог Александр Колмановский.

И даже профессиональная модель и актриса в период ремиссии уже не может сохранять уверенность перед фотокамерой.

"Тут про самоощущения: про боли, про отеки, про шрамы. И ты находишь себя в идиотской ситуации, когда ты как маньяк просто не можешь себя принять и смотришь только конкретно на свои шрамы", – продолжает Юля Шарова.

В современной медицине слово "фототерапия" означает методику лечения кожных заболеваний ультрафиолетовыми лучами. Но есть у этого термина и другой смысл. Психотерапия через фотографию. Когда фотограф помогает обрести уверенность.

Портреты 40 женщин на станции метро "Каширская" в Москве – это проект фотографа Ольги Павловой, которая сама перенесла рак. Проект "Химия была, но мы расстались" – это попытка поддержать женщин, которые борются с психологическими последствиями болезни.

"Я с удивлением обнаружила, что в XXI веке женщин по-прежнему увольняют с работы, от них по-прежнему уходят мужья, они по-прежнему скрывают свои диагнозы. Меня это потрясло. Я узнала много таких историй и на самом деле испытала ярость", – рассказывает Ольга Павлова.

Проект концентрируется именно на женщинах. У мужчин, перенесших рак, другие проблемы, им фотограф Павлова обещает посвятить отдельный проект. А сейчас она поставила себе задачу поддержать других женщин в ремиссии.

"Я сказала тогда себе и всем: я сниму вас лысой, я сниму вас со шрамами. Я покажу вам, какие вы все прекрасные. И всему миру покажу. И ни один ваш противный муж, если он говорит вам гадости, больше не будет вам их говорить", – продолжает Ольга Павлова.

Рак молочной железы, по данным Американского онкологического общества, один из самых распространенный видов рака сейчас.

"Я отказалась от имплантов, зная свое состояние здоровья. Часто женщины делают выбор в пользу красоты, а не здоровья, просто потому что боятся осуждения общества и вот этих всех стигм относительно того, как должна выглядеть женщина", – говорит Наталия Спитэри.

Наталия перенесла целый ряд операций и долго восстанавливалась. Работы она не лишилась – у нее собственный кондитерский бизнес. Но своим психическим здоровьем она занималась очень серьезно, пробовала разные методы и подходы. Фототерапия – лишь один из них. Но она уверена, что это работает.

"Нужны какие-то вещественные доказательства. Ты открываешь файл с фотографиями, смотришь на себя и видишь с другого угла зрения, глазами фотографа. Это всегда улучшает настроение. Это как минимум поднятие настроения в тот самый сложный момент", – продолжает Наталия Спитэри.

В 2020 году, по данным Минздрава, в России заболели раком более 500 тысяч человек.