"Выполняют приказы и не собираются ничего менять". Редактор The Insider – об отравлении болгарского бизнесмена "Новичком"

Опубликованы фотографии и имена группы сотрудников ГРУ, которые, по данным журналистов, могут быть причастны к отравлению болгарского бизнесмена Емельяна Гебрева. Соответствующее расследование выпустили эксперты группы Bellingcat, российское издание The Insider и немецкий Spiegel. Журналисты утверждают, что это та самая "отравительная восьмерка", которая применила "Новичок" в Европе еще четыре года назад.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Редактор The Insider – о расследовании отравления болгарского бизнесмена "Новичком"

Как журналистам удалось выяснить эти имена, Настоящему Времени рассказал шеф-редактор The Insider Роман Доброхотов.

— Мы использовали все те же самые методы, о которых мы говорили, когда расследовали действия грушников в Солсбери. Собственно, через этих лиц мы и вычислили участников отравления в Болгарии, поскольку там есть один пересекающийся кадр – это Федотов, он же Сергеев, который был третьим из отравителей в Солсбери. Он же был одним из основных участников отравления Гебрева. Он попал на видеокамеры на парковке офиса. Мы думаем, что он был одним из непосредственных исполнителей там.

И дальше уже через попутчиков по перелетам, а также через серии паспортов, поскольку мы знаем, что грушники используют одни и те же серии паспортов при создании своей личности прикрытия, мы уже таким образом вычислили еще семь человек, которые друг с другом летали в Болгарию. Мы видим это по самим перелетам, мы устанавливаем настоящие личности через те же приемы, которые мы, опять же, использовали. Это, например, одна и та же дата рождения у настоящей личности и личности прикрытия.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Российская разведка и отравления "Новичком"

— Поясните, например, эта история с паспортами с одинаковыми последующими цифрами. Расскажите подробнее, что это значит?

— Речь идет о том, что каждые несколько лет выпускаются загранпаспорта для сотрудников спецслужб. Они – раньше, по крайней мере, – выпускались партиями, каждый последующий паспорт отличался на одну последнюю цифру. Соответственно, если вы знаете загранпаспорт одного грушника, который куда-то летал, то меняя последнюю цифру, вы можете находить какого-то другого грушника.

— Отследить паспорта, которые пересекают границу?

— Да. Например, если у вас есть 50 людей, которые вместе летели в Болгарию, один из них Сергеев, дальше вы смотрите на их загранпаспорта и видите там уже известную вам грушную серию. И понимаете, что эти люди явно летели вместе в одной группе.

— Уточняли в том числе через попутчиков?

— Мы смотрим, кто летел вместе на одном рейсе, среди них много случайных людей. Они все попутчики. Но какие-то из этих людей не случайные. Если мы знаем грушные серии паспортов, то, соответственно, мы понимаем, что это не случайные попутчики, а они летели одной группой на какое-то задание.

— Как вам удается найти эти фотографии в их реальных паспортах и в тех паспортах, которые выдает ГРУ?

— Реальные фотографии есть в российских паспортных базах. Но дальше мы еще видим паспорта, которые они оформляли при оформлении шенгенской визы. И здесь нам помог Spiegel, у которого есть свои контакты в местных правоохранительных органах, которые имеют доступ к шенгенской базе. И там они просто могут видеть, как выглядит человек, который подавал на шенгенскую визу под этим именем. Соответственно, мы сверяем эту фотографию с фотографией в российской паспортной базе человека, который, мы думаем, является настоящей личностью этого шпиона. Если мы видим, что это действительно одно и то же лицо, то мы доказываем свою гипотезу.

— Что известно сейчас об этих людях? Где они служат, что это за подразделения, какие задания стоят перед этим подразделением?

— Это разные воинские части. Как мы понимаем, люди тоже имели несколько разную квалификацию, разную специализацию. Среди этой группы из восьми человек есть Моисеев, он же Попов, который летал в основном только в балканские страны. То есть у него есть явная региональная специализация. А Сергеев-Федотов имеет очень широкую географию, причем не только европейскую. Очевидно, его специализация не по региону, а по каким-то действиям, на которых он специализируется. Судя по всему, по таким убийствам, связанным с отравлением нервно-паралитическими веществами.

— Как подобные истории влияют на имидж ГРУ внутри России?

— Я не социолог, мне сложно судить об имидже. По крайней мере, мы видим, что уже после первых провалов ГРУ, которые были достаточно давно, то есть первое расследование было задолго до Солсбери и даже до "Боинга", это было расследование по перевороту в Черногории, когда тоже мы смогли доказать, что это было организовано именно сотрудниками ГРУ, были известны их фамилии. Там было огромное количество каких-то ляпов, провалов в их работе.

И вот прошло сколько лет, и тем не менее они продолжают столь же агрессивные действия. Недавно было видео из Сербии, где они вербовали местного военного. То есть видно, что внутри структуры мало что меняется. Значит, их имидж их мало беспокоит — и внутри, и за рубежом. Видимо, для них это не проблема. Они выполняют приказы и вроде бы не собираются ничего менять.