Сбой в работе Facebook, а также принадлежащих компании Instagram и WhatsApp, длился шесть часов – это самый длительный сбой в работе соцсетей.
Шестичасовой сбой в работе сервисов произошел из-за неудачного изменения конфигурации магистральных маршрутизаторов, которые распределяют трафик между центрами обработки данных, написано в официальном блоге Facebook. В компании добавили, что сбой сетевого трафика "эффектом домино нарушил связь между дата-центрами".
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Facebook также сообщил, что утечки данных пользователей в результате сбоя не было.
Что такое магистральные маршрутизаторы, повлияет ли это на дальнейшую работу сервисов и стоит ли пользователям опасаться за свои данные, Настоящему Времени рассказал IT- эксперт, директор некоммерческой организации "Общество защиты интернета" Михаил Климарев.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
— Instagram, Facebook и WhatsApp не работали более шести часов. Сейчас сообщается, что произошел сбой в некорректном обновлении маршрутизаторов. Можно объяснить это простым языком? Как такое вообще возможно?
— Я попытаюсь это объяснить. Интернет, по сути, представляет собой сеть сетей. Есть какая-то сеть определенного оператора связи. И сети этого оператора связи между собой сообщаются магистральными каналами связи. Для того чтобы правильные маршруты проходили между этими сетями, то есть одна сеть передавала данные в другую сеть, существует специальный протокол BGP (Border Gateway Protocol), с помощью которого операторы пытаются построить правильные грамотные маршруты, чтобы пакеты ходили из одной сети в другую сеть.
Есть еще один сервис, он называется DNS (Domain Name System) – это, грубо говоря, справочник, с помощью которого человекочитаемые адреса сайтов превращаются в IP-адреса, то есть набор цифр, которые понимает только компьютер.
Эта вся система называется "маршрутизация". Facebook – это все-таки самая большая телекоммуникационная система в мире, три миллиарда пользователей у нее, может быть, даже больше, у них была собственная система назначения доменных имен, которые с помощью BGP анонсировались, рекламировались в другие сети. Собственно, эта сеть, в которой находились NS-сервера (Name System), они в какой-то момент из интернета пропали.
Почему они пропали – вопрос еще не до конца понятный, но такое предварительное расследование говорит о том, что была сделана ошибка в настройке конфигурации маршрутизаторов. Это, собственно, большие компьютеры, вот сейчас на кадрах показывают что-то похожее. Они перестали работать, и перестал работать Facebook.
— Сейчас можно сказать, насколько эта ошибка была случайной? Почему такой сбой произошел впервые за 13 лет? Или можно предположить, что эта могла быть намеренная ошибка?
— Я не думаю, что это было нарочно, потому что уж слишком много стечений обстоятельств, чтобы так жестко это положилось. Руками это положить нельзя – это все-таки стечение обстоятельств такое.
— Все-таки Facebook не работал, потому что там ошибка, но почему не работали Instagram и WhatsApp? Они все на одних серверах?
— Да, они все на одних серверах – это политика Facebook. Когда они приобретали WhatsApp и Instagram, вначале это были разные сети, разные системы, потом они постепенно их сводили к одному. Собственно, да, это все управлялось, те самые name-сервера маршрутизировали сам Facebook, мессенджер. А у Facebook есть еще специальная система – Facebook для предприятий, она тоже перестала работать.
Самое смешное, что внутренняя коммуникация всех этих служб тоже была построена на мессенджере, и в итоге технические службы не могли общаться между собой, что добавило еще бардака ко всему происходящему.
— Это связано с тем, что не работали еще как минимум 13 других сервисов, которые вообще не связаны с Facebook? Но при этом Twitter работал достаточно стабильно.
— Twitter работал стабильно, у них хватило мощности обработать весь трафик. Люди не могут зайти в Facebook – они идут в Twitter. А у некоторых не хватило. Я знаю, что у Telegram был какой-то сбой, по крайней мере, им пришлось отключить звонки для того, чтобы обработать весь трафик, который пришел к ним из WhatsApp. Это отразилось на работе операторов связи, потому что человек, для которого интернет – это Facebook или WhatsApp, он заходит в Facebook – Facebook не работает, он тут же звонит оператору связи. Поэтому пострадали еще и операторы связи довольно серьезно.
Собственно, это такой полигон, когда мы примерно представляем себе, что произойдет, если в какой-то большой стране, например в России, будет отключен, например, Youtube. Пользователи, которые не смогут зайти в Youtube, пойдут в тот же Facebook или еще куда-то, а каналы связи будут перегружены. Такой сбой будет гораздо масштабнее, чем то, что мы видели вчера.
— Хочу задать вопрос по поводу возможной утечки данных. Необходимо ли сейчас всем пользователям срочно менять пароли?
— Я думаю, пока не нужно. Но вообще пароли регулярно менять полезно. Но сбой не был никак связан с утечками. По крайней мере, просто представьте себе, что сервера выключены, они не работают. Информацию же надо скачивать, а они не работают. Вряд ли была какая-то утечка.