Кристи Пую исполнилось 55 лет. Главные фильмы лидера румынской новой волны

Кристи Пую – один из лидеров румынской новой волны – обратил на себя внимание в 2005 году картиной "Смерть господина Лазареску". Фильм получил 47 международных призов, в том числе приз программы "Особый взгляд" Каннского фестиваля.

Третьего марта режиссеру исполнилось 55 лет. Рассказываем о его главных картинах и том, что их связывает.

"Товар и деньги" (Marfa şi banii) 2001

Овидиу – безработный молодой человек, живущий с родителями в румынской провинции, в доме, к которому прилегает продуктовый киоск, их семейное дело. Однажды знакомый семьи Марсель поручает Овидиу работу: доставить пакет с "медицинскими веществами" по адресу в Бухаресте к двум часам дня за подозрительно большую плату – $2000. Марсель оказывается крайне дотошен в своих инструкциях: “Не останавливайся, не покупай газировку и не подбирай попутчиков". В конце концов он даже заставляет Овидиу записывать пошаговые инструкции, чтобы быть уверенным в том, что он не провалит задание. Парень нарушает все мыслимые и немыслимые предписания. Начиная с того, что он тут же звонит другу и приглашает его составить ему компанию. Дальше перед нами разворачивается достаточно спокойное роуд-муви, окрашенное румынским колоритом конца 90-х.

Хотя на этот фильм обратили внимание лишь после успеха "Смерти господина Лазареску", все же его признали основополагающим для румынской новой волны. Действительно, в этом фильме есть все то, что будет отличать "Господина Лазареску". И главным тут, конечно, можно считать длящееся действие, размазанное по хронометражу и заставляющее зрителя томиться в наблюдении дотошной фиксации хода событий, в которых превалирует повседневность со всеми ее "неважностями".

"Смерть господина Лазареску" (Moartea domnului Lazarescu) 2005

После героя по имени Овидиу центральным персонажем фильма Кристи Пую становится мужчина по имени Данте Ремус Лазареску. Фильм открывает небольшая зарисовка о его быте, за несколько минут мы примерно понимаем, как живет господин Лазареску. Он пьет, разговаривает со своими кошками и созванивается с сестрой, чтобы обсудить то, что его единственная дочь, которая вышла замуж и эмигрировала в Канаду, вспоминает об отце не слишком-то часто. Перед звонком сестре господин Лазареску звонит в "скорую" с жалобой на то, что у него болит голова. Работница "скорой" делает предположение, что причиной головных болей может быть что-то связанное с желудком – господин Лазареску тут же отметает ее предположение. Чуть погодя он перезванивает и уточняет, действительно ли такая причина боли возможна, ведь ему прооперировали язву 14 лет назад. Так мы начинаем понимать характер дедушки. Это достаточно едкий и дерзкий старичок, он за словом в карман не полезет. Господин Лазареску любит не только выпить, но и ответить шуткой почти на любой комментарий или упрек, еще он любит поспорить и крайне упрям.

До того, как за Данте Лазареску приедет "скорая", мы успеем узнать, что стоит на плите у соседа по лестничной клетке, кому этот сосед одолжил дрель, когда женится его сын и с чем связаны его финансовые трудности. Все дальнейшие скитания Данте из больницы в больницу на скорой помощи в сопровождении медсестры с фамилией Абрам включают в себя очень большое количество жизни на пороге смерти. В ночь описанных событий под Бухарестом разбивается автобус, жертвы страшной аварии попадают в больницы, и именно это заставляет картину двигаться. Лазареску последовательно выпроваживают из одного учреждения в другое до тех пор, пока он не теряет рассудок и его не принимает-таки на операционном столе доктор по имени Ангел.

"Аврора" (Aurora) 2010

Фильм начинается с наблюдения за мужчиной: его свидание с любовницей, работа на заводе и ремонт доставшейся в наследство квартиры. Завязка картины начинается ближе к середине. Тот самый человек стреляет на парковке отеля в мужчину и женщину.

О том, что имя героя – Виорел, которого, кстати, сыграл сам Пую, мы узнаем только в конце, когда он настойчиво предъявляет полиции свои признательные показания. Сценарий создает полотно повседневности, в котором мы не можем различить, что именно хотел главный герой, почему и кого он убил, что он, в конце концов, чувствует. Когда Виорел приходит в полицию признаться в содеянном, он просит выслушать его, уточняет все, что только можно уточнить, и, боясь, повторяя фразу: "Я не знаю, понимаете ли вы меня вообще".

Премьера фильма состоялась на Каннском кинофестивале, он стал победителем программы "Востоку от Запада" фестиваля в Карловых Варах в 2010 году.​


"Сьераневада" (Sieranevada) 2016

Если действие "Смерти господина Лазареску" сосредоточено вокруг медленной кончины главного героя, то действие "Сьераневады" разворачивается уже во время ритуала сороковин героя. Сорок дней со смерти пожилого Эмиля заставляет собраться в одной квартире его родственников и друзей. Действие снова длится около трех часов, и все это время мы слышим огромное количество разрозненных диалогов и узнаем множество подробностей жизни почти всех участников события, которые томятся в ожидании торжественного ужина. Камера плавает из комнаты в комнату, наблюдая бесконечные споры, которые создают высокую плотность картины. Центральное событие – проводы души в мир покоя затирается беспокойством душ и мыслей всех присутствующих.

Премьера фильма состоялась в Каннах, где он был номинирован на Золотую пальмовую ветвь

"Мальмкрог" (Malmkrog) 2020

Последний художественный фильм Кристи Пую "Мальмкрог" удивляет неожиданным отклонением автора от привычного предмета его кино, бытописания румынской повседневности. "Мальмкрог" – экранизация работы русского философа Владимира Соловьева "Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории" (1899). Оригинальный текст, написанный в формате разговора между Генералом, Князем, Политиком, Дамой и господином Z, почти полностью и весьма дословно переносится на экран.

Действие происходит в усадьбе русского аристократа, помещика Николая. С подачи хозяина его гости ведут интеллектуальные беседы о войне и мире, прогрессе, истории и Антихристе.

Мальмкрог — немецкий староимперский вариант названия села Мелинкрав в румынской Трансильвании. Но привязка к месту в фильме по большей части условна, для Пую важным было изобразить богатый особняк среди заснеженных гор в конце XIX века, в котором от судьбоносных разговоров главных героев ничто не отвлекает. Объясняя выбор места, режиссер отмечает: "Я долго думал над местом действия. Ведь у Соловьева они встречаются летом, там вилла на берегу Средиземного моря. Скорее всего, в Каннах. Мне это представлялось неверным, почти немыслимым. Я не хотел, чтобы мои герои разговаривали на фоне живописных курортных пейзажей. Мне хотелось их запереть в помещении. Но как это сделать, если на дворе лето? Летом люди общаются на природе! На солнце, в саду. Так было и сто лет назад, аристократия принимала солнечные ванны…"