Несколько жителей Казахстана, которых завлекли в программу переселения с юга на север и обманули, пытаются попасть на прием к президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву в Нур-Султане. Они утверждают, что их семьи стали жертвой обмана чиновников: те предложили переезд из Туркестанской области в Павлодарский регион на льготных условиях. Но после переезда выяснилось, что на севере страны переселенцев никто не ждет. Полиция встретиться с главой государства переселенцам так и не разрешила.
Баглан Тазылбеков родился в Туркестанской области на юге Казахстана, на границе с Узбекистаном. По его словам, в этом году он стал участником программы переселения людей на север Казахстана. Этот социальный проект, который давно лоббирует Нурсултан Назарбаев, предполагает переезд людей из южных областей Казахстана в северные, откуда после развала СССР уехали многие русскоязычные. В этих регионах есть дефицит населения в сельской местности и в промышленных центрах.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
В качестве стимула чиновники предлагают согласившимся на переезд семьям подъемные – по двести тысяч тенге на каждого члена семьи (около $470), а также гарантированное жилье и трудоустройство. Тазылбеков говорит, что поверил чиновникам и выбрал для переезда Железинский район Павлодарской области. Он находится на самой границе с Россией и граничит с Омской и Новосибирской областями.
"У нас в деревне в Туркестанской области работы мало. Я по специальности электрик, такие специалисты, мне сказали, нужны, – рассказывает Тазылбеков. – А когда мы приехали, мне сказали: "Мы вас не примем!" О причинах отказа не говорят. Сказали лишь, что программа уже не работает. И мы теперь не знаем, у кого требовать объяснений".
В такой же ситуации оказалась не только семья Тазылбекова, но и большая семья Баглана Орынбекова: в ней 14 детей. Орынбеков с домочадцами тоже планировал поселиться в Железинском районе. Но по приезде, с его слов, ему четко дали понять: переселенцам здесь не рады.
"В Павлодаре в отделе занятости мне сказали, что им поступил звонок из Комитета национальной безопасности: якобы мы состоим в каких-то списках из-за наших религиозных убеждений. Поэтому они отказались нас принимать", – рассказывает Орынбеков.
И Орынбекова, и Тызылбекова, и еще несколько недовольных переселенцев вместе с детьми сначала проводили в здание Министерства труда и социальной защиты Казахстана. Но там диалог с чиновниками у переселенцев не получился.
"Мне говорят: у тебя 15 детей, но жилье не проси. Вот поживи пока у этого человека, – пересказывает разговор с чиновниками Баглан Орынбеков. – А я его даже знать не знаю. Вот этот человек мне это сказал только что".
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Не получив внятных ответов в Минсоцзащиты, митингующие отправились напрямую в администрацию президента, решив добиться справедливости прямо у Токаева. Но в нескольких сотнях метров от здания администрации людей остановили сотрудники спецподразделения полиции: окружили их и несколько часов не выпускали. Люди требовали прямого диалога с президентом или в крайнем случае министром социальной защиты. Но представители ведомства сослались на занятость высокопоставленных чиновников.
Заодно чиновники заявили, что никакой дискриминации переселенцев по религиозному признаку в Казахстане не существует.
"В программе переселения для ее участников нет ограничений по национальности, вероисповеданию и каким-то другим отличиям. Потому что все права казахстанцев защищены конституцией страны", – заявил Руслан Тлеубаев, представитель Министерства труда и социальной защиты населения Казахстана.
В Минтруда также подтвердили, что программа переселения на север по-прежнему действует и ни о какой ее приостановке речи не идет. В акимате Железинского района, в свою очередь, утверждают, что семью Орынбековых не приняли из-за того, что переселенцы якобы нарушили условия соответствия программе: кандидат на переезд должен быть прописан в южном регионе не менее одного года. А Орынбековы, по данным акимата, в Туркестанской области прописались только в январе 2021 года, а где они жили раньше, чиновники не знают.