Министр культуры России: в архивах нашли новые доказательства подвига 28 панфиловцев, но копаться в них – аморально

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Министр культуры РФ Владимир Мединский заявил в статье в "Российской газете", что в российских архивах найдены новые доказательства подвига бойцов Панфиловской дивизии в ходе битвы за Москву в ноябре 1941 года. По его словам, это произошло благодаря недавно рассекреченным архивным материалам ФСБ, а сами документы являются "небольшой исторической сенсацией".

8-я гвардейская Панфиловская дивизия была сформирована в Алма-Ате как 316-я стрелковая из граждан Казахской и Киргизской ССР. "Бой 28 панфиловцев" – эпизод обороны Москвы во время Второй мировой войны. По официальной версии, 16 ноября 1941 года бойцы из дивизии Панфилова у разъезда Дубосеково ценой своей жизни, практически без поддержки артиллерии, остановили продвижение нескольких десятков немецких танков. 28 бойцов за этот подвиг были посмертно удостоены звания Героя Советского Союза.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

28 героев-панфиловцев: сколько придуманы, сколько реальность?

Первым о подвиге рассказал в двух статьях в "Красной звезде" журналист Кривицкий вскоре после боя. Позже на основании всех этих материалов были написаны поэмы Тихонова, Светлова и других советских авторов, а несколько лет назад Россия и Казахстан совместно сняли героический фильм о подвиге панфиловцев, который историки назвали спорным.

В 1997 году в подвиге панфиловцев впервые были высказаны сомнения. В журнале "Новый мир" была опубликована статья, где доказывалось, что боя с участием 28 панфиловцев не было: события якобы были придуманы Кривицким.

Позже, в 2015 году, был отстранен от должности директор Государственного архива России (ГАРФ) Сергей Мироненко, который был директором со дня основания архива в 1992 году. Незадолго до этого, в июле 2015 года, на сайте Госархива была опубликована справка-доклад главного военного прокурора Н. Афанасьева "О 28 панфиловцах" от 10 мая 1948 года по результатам расследования Главной военной прокуратуры, где также высказывались сомнения в подвиге.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Уволен директор Госархива, опубликовавший документы о "28 панфиловцах"

Мединский в 2015 году посоветовал архивистам "заниматься своей профессией и не давать собственных оценок архивным документам". В этот раз он утверждает, что осенью 2018 года было рассекречено дело под грифом "Смерш" 1942–1944 годов, и в нем содержатся три новых свидетельства, что бой 28 панфиловцев – не выдумка, а также 2 новых описания боя.

Мединский в частности ссылается на показания бывшего военкома 1075-го гвардейского стрелкового полка Ахмеджана Мухамедьярова:

"Против второго взвода двумя эшелонами шли до 50 танков противника. Неравный бой длился 4-5 часов, герои, подпустив танки на близкое расстояние, ручными гранатами и бутылками с горючим подбили и уничтожили 18 танков противника и после того, когда все бойцы этого взвода, 28 гвардейцев-панфиловцев во главе с политруком т. Клочковым были убиты и задавлены танками", – рассказал Махуамедьяров по утверждению министра.

Также, по словам того же Мухамедьярова, "о проявленном массовом героизме и проявленной беспримерной храбрости и мужестве 28 героев рассказал один из героев, тов. Натаров Иван Мойсеевич, который, будучи тяжело раненным, попал в госпиталь и умер".

Ваш браузер не поддерживает HTML5

"Нас миллионы": в Алма-Ате маршируют "панфиловцы"

Помимо показаний Мухамедьярова, Мединский ссылается на показания начальника штаба 1075-го гвард. стр. полка старшего лейтенанта Андрея Веткова. Правда сам подчеркивает, что Ветков "теряется, когда дело доходит до неточностей в наградном списке".

"Одно несомненно, что бы ни вкралось в дело, массовый героизм, проявленный в бою с немецко-фашистскими танками под Дубосеково 16 ноября 1941 года – неопровержимый факт, и ничто не должно стереть светлой памяти 28 героев-панфиловцев, павших в борьбе с немецкими чудовищами за счастье и свободу своей горячо любимой Родины", – якобы заявил Веткин в своих показаниях.

Мединский указывает также на "новые многочисленные подробности обстоятельств вокруг подвига", которые якобы есть в документах "Смерш", "скажем, слова политрука Клочкова "Отступать некуда".

*****

В конце статьи Мединский в очередной раз призывает не сомневаться в подвиге "панфиловцев", вне зависимости от содержания исторических документов:

"Арифметика, конечно, не сходится. Сколько было точно? В какой момент боя? Сколько оставалось в живых из 130 бойцов роты – и на момент какой из танковых атак? Но вся эта "наградная арифметика" и не могла сойтись, тем более тогда, учитывая обстановку", – замечает он в своем тексте после публикации показаний очевидцев боя.

"Есть некоторые неточности, есть творческие преувеличения. Но это на бумаге. А в жизни был великий подвиг", – подчеркивает он. После чего обрушивается с критикой на "разоблачителей исторических мифов" и заявляет, что "И 28, и Зоя (Космодемьянская), и (Александр) Матросов, и молодогвардейцы, и далее – все это святые мученики вне религиозного контекста. Это наша духовная матрица".

"На примерах и именах этих гражданских святых держится национальная идентичность, по большому счету – гражданское и историческое единство страны, – подчеркивает Мединский. – "Бой 28 у Дубосекова" – это легендарная история, которая стала историей истинной. Разобраться в ее деталях сложно, копаться в них – аморально. Люди честно погибли за Родину. Это перекрывает все возможные творческие обобщения и даже, может, преувеличения. Или преуменьшения".

Ранее профессиональные историки не раз высказывали сомнения в квалификации Мединского как историка и даже требовали лишить его ученой степени за диссертацию "Проблемы объективности в освещении российской истории второй половины XV–XVII вв." Претензии историков в честности были связаны с тем, что министр не подвергал сомнению содержание русских летописей и выбирал для своих работ только те источники, которые поддерживали его тезисы и игнорировал другие, которые их опровергали. ​

Однако Президиум Высшей аттестационной комиссии рекомендовал не лишать Мединского степени доктора исторических наук.