Фильмы о палестино-израильском конфликте на фестивале DOK.Leipzig

There was nothing here still

Третьего ноября в Германии завершился 68-й кинофестиваль DOK.Leipzig. Это самый старый фестиваль документального кино в мире и одно из главных событий в кинематографе Европы. В этом году в его программе было показано 225 фильмов и проектов виртуальной реальности из более 60 стран.

В этом году на кинофестивале были показаны документальные фильмы, прямо или косвенно касающиеся войны на Ближнем Востоке. Фильмы снимались еще до нападения ХАМАС на Израиль 7 октября 2023 года, но, несмотря на это, они рассказывают о важных сторонах палестино-израильского конфликта, способствуют диалогу и поиску понимания враждующих сторон.

"Я не должен ненавидеть" (реж. Таль Барда)

Палестинский врач Иззельдин Абуэлаиш неоднократно номинировался на Нобелевскую премию мира. Он вырос в лагере беженцев Джабалия в Газе, учился в Египте, а позже в Гарварде, стал первым палестинским врачом, работавшим в израильской больнице. Он твердо верил, что медицина и здоровье – это великие уравнители, стабилизаторы, социализаторы и гармонизаторы человечества.

"Трагедия не может быть концом нашей жизни, и мы не можем позволить ей контролировать и побеждать нас", – писал он в своей автобиографии "Я не должен ненавидеть" после того, как снаряд израильского танка попал в его дом, убив трех его любимых дочерей и племянницу. После случившегося доктор Абуэлаиш столкнулся с безмерной душевной болью, но преодолел все трудности. Он превратил свою личную трагедию в глобальный призыв к искоренению ненависти.

Свободно владея английским, арабским и ивритом, он стал символом стойкости и мира. Он выступает за гуманизацию, а не политизацию страданий и настаивает на том, что свобода, равенство и справедливость необходимы для обеспечения достоинства всех людей и достижения прочного мира. Фильм начинается с речи Барака Обамы о докторе Абуэлаише и заканчивается бомбардировками в Газе – где за последние месяцы были убиты его многочисленные родственники. Но убежденность Иззельдина Абуэлаиша в том, что мирное сосуществование – единственный шанс на выживание, остается непоколебимой.

"Я слышала про доктора Абуэлаиша на израильском общественном телевидении, но о глубине его истории я узнала от своей сестры, она работает адвокатом по правам человека", – говорила после показа в Лейпциге израильская режиссерка Таль Барда. – Я просто решила написать ему. Для меня было удивительно, что никто не снял о нем полнометражный документальный фильм, несмотря на его невероятную историю". Барда почувствовала глубокую связь с тем, что хотел донести до мира Абуэлаиш. “Проживая в Израиле в течение многих лет, я всегда хотела изменить ситуацию. Для меня создание фильмов – это инструмент для создания этих перемен”.

"Раньше здесь ничего не было" (реж. Иванн Ягчи)

Режиссер Иванн Ягчи – сын палестинских мигрантов – и его лучший друг еврей провели беззаботное детство вдали от политики в Швейцарии. Став взрослыми, оба тоскуют по религиозной и этнической принадлежности. Иванн хочет наконец-то посетить Палестину и рассказать о судьбе своей семьи. Его друг переезжает в еврейское поселение на Западном берегу реки Иордан. Ягчи решил снять документальный фильм совместно со своим другом.

В начале работы он верит, что можно обсудить, сравнить и поспорить мирным путем. Он посещает еврейские поселения, участвует в религиозных празднованиях. Но когда он попадает на палестинские территории, которые находятся за колючей проволокой от праздничных столов, первоначальный оптимизм и дипломатическая сдержанность уступают место скрытой тревоге. Еврейский друг, чувствуя сомнения режиссера, покидает проект, отказавшись от сотрудничества. Его образ остается в фильме как тень, но его лицо стерто. Ягчи не сдается и переделывает свой фильм в страстное, иногда яростное письмо к отсутствующему, сбежавшему собеседнику. Режиссер рассказывает ему и зрителям о судьбе своей семьи, Накбе и других трагедиях палестинского народа.

"Королева Шабата" (реж. Сэнди Дубовски)

Амихай Лау-Лави – гей, квир-активист, драг-квин, биологический отец троих детей, раввин в 39-м поколении и духовный лидер межконфессиональной еврейской конгрегации в Нью-Йорке Lab/Shul. Будучи основателем этой экспериментальной общины, Лау-Лави всю жизнь стремится творчески и радикально переосмыслить религию и ритуалы, бросить вызов патриархату, отстаивать межконфессиональную любовь, выступать за мир, прекращение огня и оккупации Палестины.

Режиссер Сэнди Дюбовски следил за своим героем более двадцати лет и долго не решался закончить фильм. Он считает, что выход фильма именно сейчас очень важен: "Сейчас такие истории нужны. Амихай – разрушитель бинарности. На протяжении всего фильма он переворачивает бинарность во всех смыслах – гендерных, конфессиональных и национальных, – пытаясь сделать все более инклюзивным и настаивая на возвращении древнейшей и часто игнорируемой еврейской ценности – плюрализма. Некоторые люди впадают в крайности по поводу конфликта – вы либо произраильский, либо пропалестинский. Либо призываете к освобождению заложников, либо призываете к прекращению огня. Амихай хочет сломать эти бинарности и сказать, что вы можете быть и тем, и другим. Его ценности призывают к прекращению огня, сделке по освобождению заложников, прекращению войны и оккупации и постоянному миру для палестинцев и евреев. Есть проблемы с выпуском фильма в этой поляризованной глобальной реальности; но есть также глубокая жажда слышать таких, как Амихай, людей, которые отвергают ненависть, насилие и дегуманизацию и настаивают на видении общего будущего".