В Беларуси 20 сентября открывается седьмой фестиваль кино Северных и Балтийских стран "Паўночнае ззянне" (рус. "Северное сияние"). В этом году в программу вошли 24 фильма, пять из них из Беларуси. Помимо показов, организаторы каждый год устраивают воркшопы и лекции представителей европейской киноиндустрии. Все фильмы можно посмотреть онлайн как в Беларуси, так и за границей.
Также в этом году фильмы белорусской программы впервые будет оценивать профессиональное жюри: в его состав вошли эстонский кинокритик Тристан Приимяги, американская журналистка и кинокритик Люси Вирхе и независимый отборщик и журналистка из Германии Стефани Герц. Настоящее Время является официальным партнером фестиваля.
“Для кинофестиваля "Паўночнае ззянне" всегда важно не только включать в программу фильмы, которые были показаны на крупных международных кинофестивалях и которые наши зрители вряд ли "откопали" бы в интернете и посмотрели просто так. Но и чтобы эти фильмы затрагивали темы, скажем, прав женщин, гендерных стереотипов, домашнего насилия, равенства и прочих тем, которые связаны с ценностями, которые мы разделяем. И которые возможно показывать и освещать в Беларуси в данный момент времени", – говорит основательница и программный директор кинофестиваля Воля Чайковская.
Она же составила топ-5 картин, которые точно не стоит пропустить.
"Самый красивый мальчик в мире" (реж. Кристина Линдстрем)
Документальный фильм "Самый красивый мальчик в мире" рассказывает о Бьорне Андресене – юном актере, сыгравшем в фильме Лукино Висконти 1971 года "Смерть в Венеции". Андресену было всего 16 лет, когда вышел фильм, и он был не готов мгновенно стать международной знаменитостью. Экранизация одноименной новеллы Томаса Манна – это наблюдение за наблюдающим. Переживающий творческий кризис композитор встречает в отеле в Венеции подростка, который становится для него музой и объектом влечения. Мужчина грезит наяву, переживая и переоценивая важнейшие моменты своей жизни.
"В фильме у Кристины Линдстрем, который является также кладезем уникальнейших архивных материалов, мы видим, как Висконти кастингует мальчиков, а из рассказанной истории самого Бьерна Андресена в зрелом возрасте понимаем, как его травмировали опыт съемок в фильме и последующая слава. Режиссерка ставит под вопрос такой своего рода патриархальный взгляд мужчины-режиссера на человека в фильме, на актера, который является не профессиональным актером, а обычным неподготовленным подростком", – считает Воля Чайковская.
"Из дикого моря" (реж. Робин Петре)
Фильм Робин Петре показывает работу волонтеров, спасающих морских животных. День и ночь, круглый год они неустанно трудятся, чтобы спасти прибрежную дикую природу от опасных элементов: нефти и пластика. Изменение климата усложняет им работу: усиливающиеся зимние штормы и бури обрушиваются на волонтеров.
"Фильм Робин Петре – это документальное наблюдение, снятое в поэтичной манере, без стейтментов, без говорящих голов, без предсказуемого журналистского подхода, – рассказывает Воля Чайковская. – Кстати, этот фильм имеет небольшую связь с Беларусью, так как определенную роль в нем как операторка и как фотографка на площадке, выполняла белоруска Татьяна Гаврильчик".
"В зеркале" (реж. Лайла Пакалниня)
Новая работа знаменитого латвийского режиссера Лайлы Пакалнини – это своеобразный ремейк "Белоснежки". Тренер по кроссфиту становится отцом сказочной героини. Мать девочки умирает, и ее отец женится на молодой женщине, одержимой кроссфитом и ею. Она все время тренируется, чтобы быть лучшей. И она действительно лучшая – она может сделать 50 берпи. Но проходит время, маленькая Белоснежка играет и растет в тренажерном зале, и скоро выясняется, что мачеха может сделать 50 берпи, а Белоснежка уже 53.
"Занимательный фильм, снятый в стиле "селфи", – рассказывает Воля Чайковская. – Кино специально сделано черно-белым, чтобы придать некоторый иронический контекст этому формату самолюбования в современном мире".
"Железные леди" (реж. Памела Тола)
75-летняя Инкери, ударив мужа сковородой по голове, сбегает с двумя своими сестрами: Райли и Сильви. Их авантюрное путешествие по Финляндии наполнено очаровательными автостопщиками, воспоминаниями молодости и греховными танцами в барах. Переосмысляя своя жизнь, Инкери натыкается на свои старые университетские труды, а также встречает Эйно, возлюбленного ее юности. Она вспоминает все мечты и стремления, которые затерялись во время ее брака.
"Подчеркну, что это комедия: такое забавное и веселое роад-муви, приключение трех подружек в возрасте. В фильме считывается довольно феминистичный стейтмент про то, как женщинам приходится много всего терпеть на протяжении своей жизни и делать абсолютно не то, что они хотят, потому что социум от них это требует, – рассказывает Воля Чайковская. – В героинях я фильма увидела частично и себя, несмотря на очень большую разницу в возрасте, частично мою маму, частично родственниц, матерей моих подруг и друзей. И это фильм, который на серьезные темы говорит с юмором".
"Последние" (реж. Вейко Ыунпуу)
"Последние" – это эстонский вестерн, действие которого происходит в дикой лапландской тундре. Главный герой – молодой шахтер Рупи, который надеется заработать достаточно денег, чтобы уехать из деревни. Но жизнь ставит ему препятствия. Отец-оленевод отказывается продавать свою землю. Владелец шахты положил глаз на тайную возлюбленную шахтера. А мужем роковой красавицы по иронии судьбы является лучший друг Рупи. Медленная жизнь в шахтерской деревне становится с каждым днем все опаснее.