Обладателем украинской национальной кинопремии "Золота Дзига" в номинации "Лучший документальный фильм" в 2020 году стал полнометражный дебют Надежды Парфан "Поет Ивано-Франковсктеплокоммунэнерго", созданный при поддержке Настоящего Времени.
Фильм рассказывает о коммунальщиках, которые в перерывах между починками труб и скандалами с недовольными гражданами поют в хоре.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Патриотизм советских песен и реальность канализационных труб. Премьера фильма о хоре работников ЖКХНадя Парфан – куратор независимых культурных проектов и соосновательница фестиваля кино и урбанистики "86" в Славутиче. Изучала культурологию в Киеве и социальную антропологию в Будапеште. В 2012–2013 годах была стипендиаткой программы академических обменов им. Фулбрайта в США. Автор статей и научных публикаций в журналах "Коридор", "Спільне", "Політична критика", "Україна модерна". В 2014-2015 годах училась на курсе документальной режиссуры в Школе Анджея Вайды, после чего дебютировала со среднеметражной работой Reve ta Stohne On Tour о молодых украинских музыкантах.
– Каковы твои ощущения после победы на "Золотой Дзиге"?
– Мы получили признание зрителей, но признание коллег особенно важно. Приятно чувствовать, что ты принадлежишь к сообществу кинематографистов Украины, что оно тебя видит и понимает.
– Ты по образованию культуролог. Что побудило тебя связаться с кино? Сначала фестиваль, потом – режиссура…
– Кинофестиваль и кураторская деятельность – логическое развитие культурологического образования. Ты понимаешь, как работает культура, что такое коммуникация, так что это работа по профессии. Культуролог – это человек, который умеет хорошо думать, хорошо анализировать, хорошо писать, хорошо говорить. Эти умения помогают в фестивальной сфере. А вот в режиссуру я пришла случайно.
Я сняла эскиз о том, как люди передают деньги за проезд в маршрутках. Меня очень сильно проперло
В культурологической тусовке я всегда была больше антропологом. Человеком поля, практики. Я чувствую мир через людей. В Центральноевропейском университете в Будапеште у нас был курс визуальной антропологии, где нам предложили вместо того, чтобы производить очередные тексты, попробовать создать фотоэссе или видео.
Я не интересовалась кино серьезно, относилась к нему снисходительно, даже по-снобски. Но вот мне первый раз в жизни дали камеру, и я сняла эскиз о том, как люди в Киеве передают деньги за проезд в маршрутках. Меня очень сильно, что называется, проперло. Оказалось, что выразить то, что я имею в виду, с помощью движущейся картинки значительно проще и интереснее. Мне этот медиум нравится.
– Выходит, "Поет Ивано-Франковсктеплокоммунэнерго" – не стопроцентный дебют в кино?
– Только в формате полного метра. До того я сделала несколько фильмов. Это отдельная школа – антропологическое или этнографическое кино. Оно более исследовательское, по-своему интересное, но с не очень сильными сценариями.
У меня была возможность без чувства вины заниматься таким бредом
Я год жила в Америке, купила себе камкордер Handycam и занималась бешеными вещами. Много экспериментировала, снимала очень радикальные видео, которые никогда никому не показывала. У меня была возможность без чувства вины и с некоторой экономической стабильностью заниматься таким в некотором роде бредом. А после этого пришла к более профессиональному кино.
– Тогда и появился Reve ta Stohne On Tour?
– Мне недоставало кинообразования. Я не до конца понимала, как все работает. Поступила в школу Вайды, получила щедрый грант польского Минкульта и там многому научилась. Reve ta Stohne On Tour – моя первая профессиональная работа. На ней я окончательно распробовала "искусство движущихся картинок".
– Какова была твоя режиссерская сверхзадача в "Поет Ивано-Франковсктеплокоммунэнерго"?
Коммунальщиков ненавидят все
– Очень простая и гуманистическая. Мы боремся за права меньшинств, невидимых групп. Есть прайд, когда мы выходим и солидаризируемся с правами ЛГБТ и это понемногу становится приемлемым. Есть много гомофобов, но все прогрессивные люди это принимают. А коммунальщиков ненавидят все. Это просто какой-то базис национальной идентичности. Вот я хотела гуманизировать коммунальщиков, показать, что они нормальные люди и во многом заложники ситуации.
– Что было самым сложным на этих съемках?
– Почти все. К "прыжку" от 30 минут до полного метра я была не готова совершенно. Но я и не знаю, как к такому можно быть готовым. И вся команда – дебютанты. Мы вообще не понимали, как это делать. Я много раз терялась, но у меня достаточно здорового перфекционизма и напористости, я вовремя увидела свои ошибки и потом ждала год, чтобы их исправить.
– Почему целый год?
– Потому что некоторые события там и происходят раз в год. Запуск котла, например, или отчетное выступление хора. То есть следующий дубль – через год. Я могла ждать, понимая, что у меня что-то не получилось. Значит, подготовлюсь и через год еще раз сниму. Как оказалось, это вполне нормальный метод работы, просто очень долго. Когда я начинала, то не представляла, думала, за год управимся. Оказалось нет – три года. Два на съемки, один на монтаж.
Мне очень повезло с продюсером (Илья Гладштейн – НВ). У него это тоже первый проект, он тоже учился на ходу. Он мой муж, что, кстати, не всегда хорошо, но не в этом случае: он абсолютно доверял мне как режиссеру. Я получила столько времени, сколько надо.
– А остальная семья какую роль сыграла?
– "Поет Ивано-Франковсктеплокоммунэнерго", кроме прочего, –психотерапевтическая история про принятие себя и своих истоков, своей семьи. Я здесь, в Киеве, живу как такая хипстерка: фестивали, культурология... А моя семья – про другое. Я всегда думала, что они никогда не поймут моих увлечений и того, чем я занимаюсь. Они обычные люди, их больше интересует, чтобы я внуков родила, кушать готовила, в церковь ходила. Но они понемногу поняли, что не тот случай. Болеют за меня, поддерживают все начинания. А на съемках проявились невероятным образом.
Когда я говорю, что семья была половиной продюсерской группы – это не метафора
Вот на бабушке, например, был кейтеринг. Вся съемочная группа жила с ней. Она просыпалась в 5 утра и готовила нам кофе с бутербродами. Очень полюбила нашего оператора-вегетарианца, постоянно пыталась подкормить его каким-то мясом. Моей мамы в кадре почти нет, но в титрах она записана линейным продюсером, потому что была источником информации, без нее я просто бы не поняла этот мир. Она бегала за батарейками в киоск, когда надо, решала какие-то технические вопросы. Когда я говорю, что семья была половиной продюсерской группы, – это не метафора. Без них такой фильм я бы не сняла.
– Как изменилась жизнь Ивано-Франковсктеплокоммунэнерго?
– Одной из моих целей было то, чтобы их хор продолжил существовать, потому что он постоянно под угрозой закрытия. Это роскошь для предприятия содержать его. Теперь, думаю, в ближайшие пять лет его никто не тронет.
Съездили на пару кинофестивалей, выступили хором и вернулись к своей жизни – отвечать на звонки и копать картошку на огородах
Раньше они просто пели, а теперь они стали артистами, про них сняли фильм. Люди гордятся участием в хоре, предприятие тоже гордится хором, и весь Ивано-Франковск им гордится. Пользователи инстаграма постят фотографии – вот, мол, видели "Теплокоммунэнерго" на улице. Уже нет той злобы. А сами хористы – очень спокойные, "буддистские" люди. Их узнают на улицах, им это приятно, но их жизнь особенно не изменилась. Съездили на пару кинофестивалей, выступили хором и вернулись к своей жизни – отвечать на звонки и копать картошку на огородах.
– Конечно, это хорошо, но не могу не спросить, поскольку ты теперь в материале – можно ли спасти наше коммунальное хозяйство?
– Здесь я не специалистка, но там внутри достаточно интеллектуального ресурса и конкретного пошагового понимания, что нужно делать. Тот же глава хора Иван Васильевич прекрасно понимает, как все устроено. Проблема в том, что с 1960-х эту систему ни разу не реконструировали, не поддерживали как следует.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Коммунальщики установили "пирамиду позора" с динамиком у дома должника в СамареПоследние 30 лет коммунальщики оставлены один на один со своими проблемами, но они очень хорошо понимают, что надо делать. Просто базовых вещей недостает. На 5 мастеров – один гаечный ключ. Материальное обеспечение плюс стратегическое мышление – то, что может здесь помочь.
– Есть ли у тебя режиссерские планы после всех успехов?
– Это, скорее, мечты. Я достаточно долгое время работаю над проектом "Мисс Рок-Европа". Хочу рассказать о становлении независимости Украины, показать период конца 80-х, начала 90-х с рок-н-рольной, субкультурной перспективы – на примере жизни львовской панк-рок-певицы, тогдашней звезды Вики Врадий, "сестрички Вики".
Это очень женская, феминистическая история и постколониальная тоже. Мы долго были колонией других стран и все еще не знаем, какие мы крутые. Вот у меня и есть идея рассказать об этом. Хочу показать то время, ту тусовку, зарождение украинской поп-культуры. Это должен быть фильм по большей части документальный, основанный на архивных материалах плюс мокьюментари. У меня даже есть актриса, которая сыграла бы Викторию 20-30 лет назад. То есть будут и настоящие кадры с Викой, и аналогичные постановочные, чтобы устроить такую замечательную мистификацию, в которой много правды и красоты. Но, конечно, это очень масштабная затея и по работе, и по бюджету. Так что – скорее мечта, чем план.