В Москве стали исчезать таблички "Последнего адреса". Это мемориальный проект, посвященный жертвам советских репрессий. Волонтеры устанавливают таблички размером с почтовую открытку на домах, где репрессированный жил перед арестом. Часто – по просьбе родственников.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Журналист Сергей Бунтман показывает место, где еще месяц назад висела табличка с именем его репрессированного родственника. Сейчас на этом доме в центре Москвы не осталось даже ее следов.
"Кто бы это ни были, это вандалы, хулиганы и мерзавцы. Дело в том, что мы выясняли: это не московские власти", – говорит он.
Куда делись мемориальные таблички с именами репрессированных в советские годы, сейчас выясняют активные горожане. Всего металлических пластинок с именами реальных людей по Москве было развешано около семисот. А с весны 2023 года они стали массово исчезать со стен домов.
"Воровство, вандализм, идеологический протест. Это особое понимание истории. Это безнравственность", – возмущается исследователь проекта "Последний шанс" Михаил Шейнкер.
"Последний адрес" – мемориальный проект, цель которого – "увековечение памяти соотечественников, ставших жертвами политических репрессий и государственного произвола в годы советской власти". В рамках проекта на фасадах домов по инициативе или с согласия жителей устанавливаются памятные таблички размером с почтовую открытку с именами репрессированных жильцов дома. Одна табличка – одно имя. В "Последнем адресе" называют происходящее атакой на проект в целом, а не кражей отдельных табличек.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: В Москве с фасадов зданий начали пропадать мемориальные таблички "Последнего адреса" с именами репрессированных в советские годы"Это общий тренд, это давление, а не обычное воровство. Мы стараемся эти таблички фиксировать, предпринимать антивандальные меры. Обычный вор, который ради металла хочет снять, не будет эти усилия предпринимать. Это не воровство, а идейный протест", – уверен Михаил Шейнкер.
Сергей Бунтман решительно настроен вновь повесить табличку на этот дом. Говорит, что стоимость пластинки – 3000 рублей (40 долларов США), а информация о родственнике на ней бесценна.
"Я решил идти до конца, пока им не надоест, – говорит Сергей. – Я с радостью восстановлю это!"
Кто все-таки снял таблички, пока неизвестно. Активисты обратились в полицию. Но в городе, где работают тысячи камер наружного наблюдения, вандалов все еще безуспешно ищут.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: "Сдать в сиротский дом Плисецкую Майю Михайловну, еврейку". История семьи Плисецких: расстрел отца, ГУЛАГ для матери и слава детей