От сборки автоматов до "православной войны за русских". Как происходит милитаризация детей-сирот в Беларуси

Милитаризация детства – феномен для Беларуси не новый, но значительно набравший обороты с 2020-го года. После массовых протестов, охвативших страну, последовали жесткие репрессии в отношении гражданского общества. На фоне этих событий режим начал активно внедрять военно-патриотическое воспитание молодежи, усиливая пропаганду в учебных заведениях. С особенной интенсивностью оно пришло в детские дома.

Детей-сирот, в том числе из православных приютов, возят на военные полигоны, учат собирать оружие, для них устраивают тренировки с участием вагнеровцев, заставляют писать письма российским военным.

Подарки от ОМОНа: поездки в автозаке и солдатская каша

За военно-патриотическое воспитание в Беларуси отвечают четыре министерства: Министерство образования, Министерство обороны, Министерство внутренних дел (МВД) и Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС). Результатом сотрудничества этих структур стали военные лагеря с участием вагнеровцев и мастер-классы по сборке оружия от ОМОНа для шестилетних детей.

Для детей-сирот в Беларуси давно организовываются различные мероприятия, знакомящие их с военным делом. Экскурсии в воинские части, встречи с военнослужащими, патриотические конкурсы и военные лагеря стали обычной практикой.

Например, в 2021 году министр внутренних дел Кубраков и ОМОН организовали "подарок" для детей-сирот из Радошковичской школы-сада в преддверии Нового года. Детей катали в автозаке, дали поиграть с винтовками и гранатометами, а также приготовили для детей солдатскую кашу.

"Мы постарались сделать все, чтобы [дети-сироты] почувствовали себя в хорошей семейной атмосфере," – прокомментировал визит командир Минского ОМОНа Дмитрий Балаба.

Однако с 2022-го года заметно усилились частота и объем военно-патриотических мероприятий для детей-сирот. Белорусский Детский Фонд запустил отдельный проект "Дорогами памяти" для сирот, детей, находящихся в социально опасном положении, детей с инвалидностью и детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Для них организовываются патриотические палаточные лагеря, "марафоны мужества", патриотические литературные конкурсы, военно-патриотические игры, поездки к мемориалам и работа по благоустройству территорий памятников Второй мировой войны.

В рамках одного из последних таких мероприятий воспитанникам детских домов и интернатов было поручено написать письма солдатам-срочникам. Как сообщило Министерство образования, в письмах дети высказывали свое отношение к службе в армии, поблагодарили за мирное небо в стране и "заявили о готовности о готовности в будущем служить Родине".

Даже посещения спортивных мероприятий для детей-сирот теперь организовываются в патриотическом контексте. Когда в начале июня мальчиков из детских домов семейного типа привезли на товарищеский футбольный матч Беларусь – Россия, перед игрой детей сводили на "Линию Сталина". Как это объяснили в сюжете провластного канала – чтобы напомнить об "исторической памяти, которую кому-то очень хочется переписать".

В последние несколько лет в Беларуси значительно увеличилось число военных летних лагерей при воинских частях, где бесплатно обучают сирот, детей из уязвимых групп и детей, находящихся в социально опасном положении. В 2021–2022 годах функционировало около 480 таких лагерей, но к 2023 году их число возросло до 583, и их посетило 6000 детей. В 2024 году планируется, что в военно-спортивных лагерях Беларуси за 130 смен побывают уже более 14 тысяч детей.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: "Режим ослеплен жаждой мести". Как власти Беларуси отбирают детей у женщин-политзаключенных

Что касается содержания программ таких лагерей, как отмечает начальник отдела по идеологической работе Министерства обороны, "большое внимание уделяется патриотическому воспитанию". Для этого к воспитанникам приводят ветеранов вооруженных сил, воинов-интернационалистов и различных военнослужащих.

Прошлым летом подростки из военно-патриотического клуба "Рысь" тренировались под руководством наемников российской "ЧВК Вагнер". Они скрывали лица, но не скрывали эмблему боевой организации. На встрече присутствовал командующий внутренними войсками Беларуси Николай Карпенков. Вместе с бойцами ЧВК "Вагнер" он учил детей жесту "джамбо" — популярному у наемников ЧВК "Вагнер" — когда большой палец и мизинец подняты вверх, а остальные пальцы сжаты в кулак.

О том, что детей-сирот с самого детства готовят к государственной службе с военным уклоном, можно судить исходя из данных о выпускниках специализированного лицея при Университете гражданской защиты МЧС. По данным представителей лицея, практически каждый третий учащийся – сирота или подросток, оставшийся без попечения родителей, а 60% обучающихся – дети из малообеспеченных, неполных, многодетных или социально уязвимых семей. При этом 9 из 10 выпускников лицея собираются поступать в силовые вузы.

По стопам Москвы: православие с пулеметом в руках

В мае Министерство образования РБ внесло поправки в положение о детских домах, разрешив открывать детские приюты при православных монастырях. В прошлом году эту возможность обсуждала председатель Совета Республики Наталья Кочанова с руководителями госорганов и Белорусской православной церкви (БПЦ). Она рассказала, что идею передачи детей из детских домов в монастыри она "подсмотрела" во время визита в Москву.

Тогда же Кочанова обсуждала перспективу создания детских домов нового типа с настоятельницей Свято-Рождество-Богородичного женского монастыря в Гродно Гавриилой. Игуменья Гавриила получила скандальную славу в стране после событий 2020 года. Тогда она начала сбор подписей против владыки Артемия, который осудил насилие по отношению к протестующим, дарила торты гродненским милиционерам, пообещала "прямую дорогу в ад" протестующим, назвав их "толпой безумцев" и "разъяренным стадом". В 2022-м она поддержала российскую агрессию против Украины, а в апреле 2024-го организовала передачу для российских солдат в Украине, в том числе письма и рисунки от детей воскресной школы.

Хотя православно-военное воспитание появилось в Беларуси давно, представительница Белорусского Хельсинкского комитета Екатерина Дейкало отмечает рост участия правоохранительных органов и БПЦ в воспитательном процессе в последние годы.

Военно-патриотические лагеря при епархиях существовали в Беларуси задолго до 2020-го года. Например, православный военно-патриотический клуб "Дружина" был основан еще в 2007 году священником Евгением Павельчуком, которого выслали из Болгарии в прошлом году из-за угрозы национальной безопасности. По словам болгарских властей, деятельность была связана "с реализацией различных элементов гибридной стратегии Российской Федерации в целенаправленном воздействии на общественно-политические процессы в Болгарии в интересах российских геополитических интересов".

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Из Болгарии выслали белорусского священника с тесными связями с Россией. Кто он и чем известен?

В 2015 году белорусское издание "Наша Ніва" провело расследование деятельности "Дружины" и еще одного аналогичного клуба – "Славяне" (его Павельчук также основал в Гродно). Оказалось, что в оба эти парамилитарных клуба в первую очередь набирают так называемых трудных подростков, которые имели приводы в инспекцию по делам несовершеннолетних. Журналисты выяснили, что инструкторами подростков были "носители идеологии русского мира", активно поддерживающие идею воссоединения Беларуси с Россией, члены казачьих формирований. На своих страницах в социальных сетях они публиковали имперские и российские флаги, поддерживали сепаратистов Донбасса и распространяли карты, где Беларусь обозначена как часть России. В лагерях они обучают подростков рукопашному бою, стрельбе из пистолета и пулемета, выживанию и азам медицинской подготовки. Павельчук тогда заявил, что не видит в этом ничего плохого.

После начала военных действий на Донбассе клубы "Славяне" и "Дружина" открыто разместили на своих страницах в соцсети "ВКонтакте" объявления о присоединении к "православной войне за русских, Новороссию и Россию". Кроме "Дружины" и "Славян" в Гродненской епархии были созданы еще четыре православных военно-патриотических клуба: "Витязь", "Братство", "Воеводы" в Гродно и "Белая Русь" в поселке Вертелишки. "Воеводами" и "Славянами" руководил Евгений Павельчук. По подсчетам "Медиазоны", на 2023 год в Беларуси насчитывалось около 20 православных военно-патриотических клуба.

Ряд витебских военно-патриотических клубов отправляли белорусских подростков в лагеря в России, где детей знакомили с участвовавшими в войне на Донбассе. Лагерем управляла скандальная группа ЧВК "Е.Н.О.Т.", известные особой жестокостью и мародерством в Украине. Там они учили детей "навыкам ведения боя", выяснили журналисты телеканала "Белсат" в 2016 году.

Почему власти делают упор на детей-сирот?

В отличие от семей с родителями или опекунами, где взрослые могут помочь ребенку противостоять военно-патриотической пропаганде в школах, у воспитанников детских домов такой опции нет. Детский психолог и правозащитница Ольга Величко также отмечает, что система нацелена подавлять критическое мышление. Основная угроза, по ее мнению, заключается в том, что дети не учатся самостоятельно принимать решения, оценивать их последствия и исправлять ошибки.

"Идеологизация, которую белорусское государство внедряет в учреждения образования, приводит к выстраиванию шаблонных моделей поведения у детей. И если с детьми, у которых есть родители, это сделать сложнее, то военно-патриотическое воспитание детей-сирот осуществляется намного легче", – объясняет Величко.

Если современные дети в Беларуси в целом менее подвержены идеологическому влиянию благодаря доступу к интернету и разнообразным источникам информации, то ситуация с детьми-сиротами отличается, говорит психолог. Строгий контроль над информацией в детских домах делает идеологическое воздействие более эффективным.

"Дети-сироты – это травмированные дети, у которых была оторвана опора привязанности. Родители для ребенка – это физическая и психологическая безопасность. Поэтому каждый взрослый, который приезжает с условной конфеткой или с красивыми словами, несет за собой условную защиту. Поэтому детьми он будет восприниматься как положительный герой, с которого нужно брать пример", – говорит она.

Милитаризация детей в Беларуси постепенно становится предметом беспокойства среди правозащитников. В 2023 году Международное содружество примирения (IFOR) выразило тревогу на сессии Совета ООН по правам человека по поводу увеличения числа милитаризированных патриотических лагерей в Беларуси и вовлечения детей в военную подготовку. В своем выступлении IFOR отметило, что летом 2022 года более 18 000 детей прошли обучение в этих лагерях, где дети начиная с шести лет обучались использованию огнестрельного оружия.

В поддержку детей, пострадавших от насилия в 2020 году, также выступил ЮНИСЕФ и подчеркнул важность защиты детей от любых форм эксплуатации. Региональный директор ЮНИСЕФ по Европе и Центральной Азии Афшан Хан заявила: "ЮНИСЕФ готов поддержать все действия, которые защищают и продвигают права и благополучие детей Беларуси"​. Сам ЮНИСЕФ продолжает свою деятельность в стране, тесно сотрудничая с белорусским режимом. А весной стало известно, что ЮНИСЕФ принимал участие в "оздоровлении" вывезенных из Украины детей на территорию Беларуси, где в программе были встречи с милиционерами, белорусскими военными и поездки на военные полигоны.

После массовой ликвидации структур НКО в стране после 2020 года воспитанники детских домов оказались почти в полной изоляции, что делает их еще более уязвимыми перед государственной пропагандой.

"Раньше были организации, которые были альтернативой по интеграции, социализации этих детей, – говорит Величко. – Сейчас ими занимается только государство, преследуя при этом определенные цели".

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

"Оздоровление" украинских детей в Беларуси в 2022 году софинансировал ЮНИСЕФ – расследованиеГлава белорусского Красного Креста подтвердил, что организация участвует в вывозе детей с оккупированных украинских территорий в Беларусь"Нам рассказывали, что Беларуси не существует". Белорусская активистка – о репрессиях, эмиграции и помощи украинским беженцам"Каждый человек – спасенная жизнь". Как работает секретная "служба эвакуации", помогающая белорусам бежать из страны от преследования