Российские власти по запросу из Минска арестовали и удерживают белорусского спортсмена Евгения Шабалюка

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Что происходит с белорусским спортсменом Евгением Шабалюком

Белорусский спортсмен Евгений Шабалюк уже несколько месяцев удерживается российскими властями после требования Беларуси об экстрадиции спортсмена. Несколько дней назад он вышел из московского СИЗО, где находился с февраля, но после этого его снова задержали, обвинили в неповиновении сотрудникам правопорядка, оштрафовали и назначили новые ограничения – теперь ему запрещено пользоваться почтой и общественным транспортом.

Мастер спорта по кикбоксингу, призер Кубка Беларуси и победитель открытого Кубка Литвы и Латвии Евгений Шабалюк участвовал в протестах в Бресте после президентских выборов в Беларуси в 2020 году. После протестов у его родных прошли обыски, а его брата приговорили в трем годам лишения свободы за угрозы применения насилия против милиционера.

Шабалюк, которого также задерживали и избили после митингов, уехал в Москву к знакомому. И стал на родине фигурантом уголовного дела о сопротивлении милиционеру (ст. 363 УК РБ).

Беларусь потребовала его экстрадиции, и 5 февраля российские силовики задержали спортсмена и отправили его в СИЗО. Дело об экстрадиции еще не рассмотрено, но 29 июля Шабалюк вышел из СИЗО, у него истекал срок содержания под стражей.

"В один день была проведена вся эта операция, нам приходилось гоняться за полицейской машиной по нескольким точкам Москвы, чтобы не потерять Евгения и понимать, что происходит, и как-то держать его на связи с адвокатом. Но на данный момент все стало предельно ясно. Ему оформили одну административку и в тот же день оформили новую меру пресечения", – рассказал Настоящему Времени исполнительный руководитель правовых программ Московской Хельсинкской группы Роман Киселев.

По его предположению, при двух административных делах можно будет экстренно организовать депортацию спортсмена. "Российский закон это позволяет, и, соответственно, наши предположения как раз в этом и заключаются – чтобы он был на крючке и в случае чего, даже если экстрадиции не будет, его можно было экстренным способом депортировать", – рассказывает Киселев.

Кроме того, влияние на решение по Шабалюку могло оказать решение Европейского суда по правам человека о запрете экстрадиции двух других белорусских граждан – бойца ММА Алексея Кудина и 22-летнего Андрея Казимирова. ЕСПЧ запретил экстрадицию, ссылаясь на правило 39, которое позволяет экстренно выносить решения в случае угрозы жизни или здоровью. Однако российские суды оставили в силе решения экстрадировать Кудина и Казимирова, несмотря на ЕСПЧ.

"Видимо, получение 39-го правила Европейского суда о запрете экстрадиции по Кудину и Казимирову как-то заставило призадуматься Генеральную прокуратуру и другие силовые органы о том, что с ним будет после того, как ему придется выйти на свободу, при этом не дождавшись итогового суда, потому что суд у него только по первой инстанции был назначен на 11 августа. У нас уже были всякие прецеденты, когда люди уезжали после этого, пользуясь своим правом, но вместе с тем неясно, что бы это непосредственно произошло с Шабалюком. Видимо, они решили избрать ему новую меру пресечения для того, чтобы держать его под максимальным контролем", – рассуждает Киселев.

Киселев предполагает, что решения по белорусским гражданам, и в частности по Шабалюку, принимались на высшем уровне российской Генеральной прокуратуры. "С другой стороны, не очень понятно, каким образом Генеральная прокуратура имеет какой-то такой аппаратный вес, чтобы принимать решения о том, что сейчас мы идем на критический конфликт с Советом Европы ради того, чтобы выдать человека, который не представляет опасность для российской власти". "Есть гипотеза, что сам Александр Григорьевич Лукашенко очень активно просит за возвращение этих ребят, а мы, может быть, решили услужить из интересов развития Союзного государства и прочих интегративных объединений", – рассуждает правозащитник.

Сейчас Шабалюк находится у своих родственников, к которым уезжал еще в феврале.