Двадцать лет тюрьмы за поджог "будки в лесу": кого в России обвиняют в диверсиях на железной дороге

О диверсиях на железных дорогах в разных регионах России: в Подмосковье, в Иванове, Свердловской области, Воронеже – сообщают силовики и анонимные телеграм-каналы. За поджоги релейных шкафов и трансформаторов часто задерживают очень молодых людей: многим из них нет и двадцати лет. Подросткам вменяют статьи о повреждении чужого имущества, диверсии или подготовке теракта. Максимальное наказание по некоторым из этих статей – до двадцати лет лишения свободы, при том что ни один человек во время событий, совершение которых им вменяют, не пострадал. В большинстве случаев силовики сообщают о том, что диверсанты получили "заказ" на поджог от "кураторов из Украины", доказательств существования таких "кураторов" или сведений об их задержании в публичном доступе нет.

Настоящее Время рассказывает об известных случаях поджогов релейных шкафов – и последствиях этих действий для движения поездов и для задержанных.

"Он просто поджег будку в лесу – это не теракт"

В декабре 2022 года 18-летний Артем Бегоян и 20-летний Денис Голубев подожгли релейные и батарейные шкафы на железной дороге в Чувашии. К месту событий их подвозил Никита Китайкин, который, по информации правозащитного проекта "Зона солидарности", был не в курсе планов молодых людей совершить поджог. Всех троих задержали и отправили в СИЗО по обвинению в "уничтожении имущества" (ч. 2 ст. 167 УК РФ). Артему Бегояну также вменяют совершение теракта по предварительному сговору или организованной группой (п. "а" ч. 2 ст. 205 УК РФ).

Телеграм-канал Baza сообщал, что ранее Бегоян уже дважды пытался устроить поджоги батарейных и релейных шкафов на железной дороге в Чувашии. Молодой человек якобы получал инструкции через группу в телеграме, которую "вели двое авторов из Украины", предлагавшие деньги за проведение терактов в России. По версии Baza, таким образом неназванные украинцы "хотели подтолкнуть власти РФ к прекращению "спецоперации".

"Зона солидарности" писала, что Бегоян отрицательно относится к войне в Украине и рассчитывал с помощью поджога приостановить поставки боеприпасов, техники и живой силы в зону боевых действий. Он не не отрицал своего участия в акции саботажа. Уже в заключении ему исполнилось 19 лет.

Адвокат Бегояна Адель Хайдаршин подтвердил Настоящему Времени, что молодой человек признал вину по обеим статьям и заключил досудебное соглашение со следствием. Тем не менее позиция адвоката такова, что 205-ю статью Артему вменяют без состава преступления. "Состава преступления нет в силу того, что не было устрашения населения, не было связи с госорганами, никто не ставил властям ультиматумы и не пытался оказать на них давление. Именно это является ключевым для квалификации деяния в качестве террористического акта. Артем же просто поджег будку в лесу – и все. Об этом поджоге никто бы не узнал, если бы информация не появилась в СМИ. Дело просто раздуто. Мое мнение – силовики с помощью дела Артема просто пытаются показать, что они борются с террористами", – сказал Хайдаршин.

Юрист также отметил, что "ничего не знает" о получении Артемом каких-либо инструкций из Украины.

При этом около недели назад адвоката отстранили от дела по заявлению самого Артема Бегояна, однако юрист уверен, что его подзащитный сделал это под давлением следствия. "В ходе беседы Бегоян А. А. рассказал, что на него оказывается давление со стороны ФСБ, в связи с чем он боится продолжать наше сотрудничество", – писал Хайдаршин в своем инстаграме. Сейчас идут переговоры о том, чтобы защитник вступил в дело снова.

"Артему грозит до двадцати лет лишения свободы. Но учитывая сотрудничество со следствием, я думаю, ему дадут в районе десяти лет", – полагает Хайдаршин. В целом он называет дела о диверсиях на железных дорогах политически окрашенными, так как обвиняемым приписывают связь с Украиной.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Ток, "карусель", граната в руках. Как в полиции Краснодарского края выбивают признания об "украинских заказчиках"

Что такое релейный шкаф и как его поджог влияет на движение поездов

В сообщениях о диверсиях на российских железных дорогах чаще всего говорится именно о поджогах релейных шкафов. Источник Настоящего Времени, в прошлом работавший на железной дороге и пожелавший сохранить анонимность, объясняет: релейный шкаф – это конструкция, предназначенная для размещения в нем аппаратов и реле управления сигнализацией и блокировкой на участках железной дороги.

"Это действительно похоже на металлический шкаф, в основном серого цвета, внутри которого находятся рейки с клеммами и проводами, а также различные реле. Такие шкафы стоят вдоль путей. Все эти приборы и провода предназначены для работы блокировки на путях. Один шкаф может отвечать за один или несколько блок-участков на перегоне (участок дороги между двумя станциями – НВ)", – говорит источник.

В случае, если вывести из строя один такой шкаф, на одном или нескольких блок-участках (часть железнодорожного перегона, ограниченная с двух сторон светофорами или светофором и станцией; используется как средство сигнализации и связи) перестанет работать блокировка, а это приведет к замедлению движения поездов на перегоне. "Помимо светофора, на путях есть еще локомотивный светофор – тот, который находится внутри кабины локомотива и дублирует сигналы, получая код с путей. Если повреждается блокировка, перегон переводят на другие средства связи, например, на телефонную связь. То есть машинисту выдают указание, с какой скоростью ехать, по телефону", – говорит собеседник.

На ремонт после поджога может уйти от нескольких часов до суток – в зависимости от того, как сильно был поврежден шкаф, как далеко он расположен от ближайшей крупной станции.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: В Беларуси трое "рельсовых партизан" получили от 1,5 до 22 лет лишения свободы. При задержании силовики ранили одного из них

От Калининграда до Улан-Удэ: известные дела о поджогах релейных шкафов

В ноябре 2022 года суд в Уфе (республика Башкортостан) арестовал четырех молодых людей – 18-летних Фаррухжона Зокирова, Мустафу Шахбазова, Эмина Садыгова и его 17-летнего брата. Их обвинили в организации террористического акта в составе организованной группы (п. "а" ч. 2 ст. 205 УК РФ), сообщал "Коммерсант" со ссылкой на пресс-службу суда. Максимальное наказание по этой статье УК – лишение свободы сроком до двадцати лет.

По информации пресс-службы суда, молодые люди не менее пяти раз пытались повредить электротехническое оборудование на железной дороге, "выступая против проведения спецоперации на Украине и рассчитывая дестабилизировать работу органов власти в Башкирии". Издание "РБК-Уфа" со ссылкой на источники в силовых структурах писало, что арестованные подожгли пост секционирования на перегоне Черниковка – Шакша Демской дистанции электроснабжения, а также пункт управления разъединения контактной сети и четыре релейных шкафа на перегоне Дема – Блокпост.

В Краснодарском крае в декабре 2022 года задержали 18-летнего Леона Даршта. Изначально его обвиняли по статье о порче чужого имущества (ст. 167 УК) из-за поджога баннера "Своих не бросаем". В январе 2023-го против юноши возбудили также дело по статье о диверсии (ч. 1 ст. 281 УК): он якобы признался в том, что бросил четыре бутылки с зажигательной смесью в трансформатор на путях между Армавиром и Курганинском, чтобы остановить поставки военной техники и выразить протест против войны.

"Телеканал 78", а также издание "Вести. Калининград" в феврале 2023-го сообщали о задержании группы подростков, которые подожгли релейный шкаф на железной дороге недалеко от Калининграда – якобы "по наводке куратора с Украины". В поджоге участвовали семеро парней и одна девушка в возрасте от 15 до 17 лет. На них завели уголовное дело об умышленном уничтожении или повреждении имущества (ч. 2 ст. 167 УК). Наказание по ней – принудительные работы или лишение свободы на срок до пяти лет.

СМИ сообщили, что один из молодых людей "получал команды через телеграм от своего куратора с Украины". Тот якобы обещал денежное вознаграждение за проведение диверсий в России. "Телеканал 78" написал, что подростков поставят на учет в детской комнате полиции, а их родителям придется компенсировать ущерб от поджога.

В декабре 2022 года в Пензе задержали четверых местных жителей, среди которых – студент и 16-летний подросток. По версии следствия, они подожгли релейный шкаф светофора между станциями Пенза-1 и Пенза-2, а также оборудование контактной сети станции Пенза-2. Двое обвиняемых якобы получили заказ на диверсию и дальнейшие инструкции в телеграме "предположительно, из Украины". Вознаграждение за поджог, как писало агентство РБК со ссылкой на близкий к следствию источник, составило 40 тысяч рублей (в этом якобы признались сами задержанные). Было возбуждено уголовное дело об умышленном уничтожении или повреждении имущества (ч. 2 ст. 167 УК), однако позже его переквалифицировали на диверсию. Максимальное наказание по этой статье – до 20 лет лишения свободы.

В январе 2023 года "Медиазона" сообщила, что суд в Брянске отправил в СИЗО 25-летнего жителя города Сураж по делу о поджоге релейного шкафа на железной дороге. По информации телеграм-канала Mash, задержанного зовут Дмитрий Прохоренко. Согласно материалам дела, мужчина поджег шкаф в Суражском районе с целью "подрыва экономической безопасности и обороноспособности" России, что привело "к разрушению объекта транспортной инфраструктуры". Молодой человек проходит по делу о диверсии (ч. 1 ст. 281 УК), ему грозит до 15 лет колонии.

В конце января в ФСБ отчитались о задержании трех восьмиклассников из подмосковного города Чехов, которых обвиняют в совершении диверсии. По данным силовиков, подростки организовали "повреждение объектов транспортной инфраструктуры на железнодорожном перегоне курского направления", получив заказ на это в телеграме. По статьям о диверсиях и терроризме предусмотрено наказание от десяти лет до пожизненного лишения свободы, в том числе для лиц, достигших 14-летнего возраста.

Кроме этого, в феврале 2023 года в Подмосковье мужчина 30-35 лет пытался вскрыть релейный шкаф рядом с железнодорожными путями около станции Столбовая (Чеховский городской округ). Его искала полиция.

В Ивановской области на участке железной дороги Иваново – Кострома диверсию совершили неизвестные партизаны. Об этом сообщил телеграм-канал движения "Легион "Свобода России" и опубликовал видео с горящим релейным шкафом. В сообщении канала также утверждается, что ранее партизаны уничтожили тяговую подстанцию недалеко от поселка Матвеев Курган.

В середине января в Бурятии трое молодых людей в возрасте от 17 до 19 лет дважды поджигали релейные шкафы на железной дороге в Советском районе Улан-Удэ. В сообщении телеграм-канала SHOT без указания на источник информации говорится, что молодые люди якобы устроили диверсию за деньги. Их задержала полиция.

Кроме этого, SHOT сообщал, что еще один случай поджога двух релейных шкафов произошел в январе в Свердловской области.

В Воронеже в конце января задержали 17-летнего подростка Никиту Кокина. Он вскрыл трансформаторный и распределительный шкафы на перегоне между станциями Отрожка и Воронеж-1. Кокин при этом ничего не повредил, движение поездов не было нарушено. Тем не менее подростка задержали. По данным Baza, молодой человек находится в изоляторе, его подозревают по статье о диверсии.

В марте 2023 года появилось еще несколько новостей о поджогах на железной дороге. Так, в Саратове ФСБ задержала двоих подозреваемых в поджоге двух релейных шкафов на одном из железнодорожных перегонов в Саратовской области. На них заведено уголовное дело по статье об умышленном уничтожении или повреждении имущества (ч. 2 ст. 167 УК). По информации силовиков, задержанные – неоднократно судимый мужчина 55 лет и его 42-летний сообщник. Они повредили железнодорожное оборудование якобы по заказу из телеграм-канала "Теневые услуги".

В Санкт-Петербурге полицейские задержали 18-летнего юношу по подозрению в поджоге релейного шкафа между станциями Горелово и Красное Село. "Телеканал 78" сообщает, что молодой человек совершил поджог за вознаграждение в размере десяти тысяч рублей "по указанию куратора одного из телеграм-каналов". Оплату он якобы получил на криптокошелек. На работу железной дороги пожар никак не повлиял, электрооборудование внутри релейного шкафа тоже не пострадало. Сообщается, что по факту поджога возбудили уголовное дело, но не уточняется, по какой статье. Позже появилась информация, что суд не стал арестовывать юношу, а избрал меру пресечения в виде запрета определенных действий: ему нельзя выходить из дома ночью, пользоваться телефоном и интернетом.

10 марта РБК сообщило о поджоге релейного шкафа в Башкортостане на 109-м километре железнодорожного перегона Сибай – Альмухаметово. По данным полиции и ФСБ, это сделал 22-летний житель Сибая Алик Багаутдинов. С помощью поджога он якобы хотел добиться "прекращения спецоперации России на Украине". В МВД решался вопрос о возбуждении против Багаутдинова уголовного дела по ч.1 ст. 267 УК ("Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения"). По этой статье, в отличие от обвиняемых в диверсиях, мужчине может грозить гораздо меньший срок – до одного года лишения свободы.

В Карелии арестовали 19-летнего студента техникума Никиту Клюню, его обвиняют в подготовке теракта (ст. 205.1 ч. 4 УК РФ). Наказание составляет от 15 до 20 лет колонии. Поводом стали сообщение с инструкцией об изготовлении взрывчатки, которое получил Клюня, и поджог релейного шкафа на железной дороге. Обвинение опирается на показания двух свидетелей, которые пошли на сделку со следствием. Они заявили, что Клюня организовал поджог. Никита признал вину. Знакомые юноши считают, что дело могло появиться, потому что студент захотел участвовать в местных выборах.

В начале апреля "Московский комсомолец" сообщил, что в Кемерове 16-летний подросток попытался поджечь релейный шкаф на железной дороге с помощью "коктейля Молотова", однако у него ничего не вышло. За выполнение "заказа" подросток якобы получил пять тысяч рублей на электронный кошелек, сейчас он находится в СИЗО. "Медиазона" со ссылкой на пресс-службу Восточного управления СК на транспорте сообщает, что против подростка возбудили дело о диверсии (часть 1 статьи 281 УК). Телеграм-канал "Кузбасс без экстремизма" публиковал видео задержания подростка. На нем юноша говорит, что потратил полученные за поджог деньги на покупку одежды: "Кофту заказал себе хорошую, а то та грязная, ремень заказал себе".

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: "Боюсь за мужа и младшую дочь". Как россиян семьями преследуют за антивоенную позицию