Экономическое насилие и дела против близких. Как казахстанка в судах борется с преследованием бывшего мужа, экс-советника президента

Последние несколько месяцев казахстанка Молдир Кабылова пытается добиться отмены приговора для своего отца: его признали виновным в вымогательстве и приговорили к семи годам колонии. В суд на него подал бывший муж Молдир – Олжас Худайбергенов, успешный экономист, экс-советник президента Казахстана и бывший председатель управляющего совета при Министерстве нацэкономики.

На протяжении их брака Молдир находилась в условиях психологического и экономического насилия. Муж контролировал ее финансы и передвижение, даже когда она уехала в другую страну на учебу, а позже вынудил ее подписывать ограничивающие ее в правах "договоры". Когда Молдир захотела развестись, то он пытался тайно увезти от нее детей и стал подавать заявления в суды против ее родственников.

Настоящее Время рассказывает историю Молдир.

"Подруги говорили, что вначале снохам всегда тяжело, потерпи"

Молдир познакомилась с Олжасом Худайбергеновым в 2010 году. Они начали общаться в фейсбуке, а затем между ними завязалась активная переписка. Вскоре Молдир и Олжас встретились – он произвел на нее хорошее впечатление. По ее словам, он был образованным, современным парнем.

Через три месяца после начала их отношений Олжас сделал Молдир предложение. Она согласилась, несмотря на то, что ее родные вначале относились к нему скептически. Когда семья Олжаса переехала из Шымкента в Астану, Олжас и Молдир перебрались туда вместе с ними, там же и сыграли свадьбу. Молдир вспоминает, что уже на второй день после свадьбы она поняла, как к ней на самом деле относятся ее новые родственники.

"Я проснулась и услышала, как в соседней комнате его сестра в грубой форме обо мне рассказывала его родителям. Я родилась, выросла в Алматы и с таким никогда не сталкивалась. Я даже тогда подумала, что она, может быть, о ком-то другом говорит. Позже я поняла, что она говорила обо мне", – рассказывает Молдир.

Она вспоминает, что жизнь в новой семье была тяжелой: традиции сильно отличались от того, к чему привыкла Молдир. Семья ее мужа также оказалась очень консервативной и патриархальной, а его родители требовали от нее покорности. Молдир говорит, что отец мужа материл и называл своих внучек "проститутками", но в адрес внуков такого себе не позволял. Это ее шокировало, но она считала, что такое происходит и в других семьях.

"Мне еще подруги говорили, что, мол, вначале снохам всегда тяжело, потерпи. Детей родишь, у тебя сразу статус вырастет, – говорит Молдир. – В моем случае все было наоборот. Это к тому, почему люди говорят, зачем ты терпела, почему не уходила. Когда в этом находишься, этого не замечаешь, потому что это все становится твоей жизнью".

Она добавляет, что пыталась об этом говорить мужу, но Олжас все разговоры обрывал тем, что это родители. Подобная атмосфера была и в семьях братьев Олжаса, говорит Молдир, но жены не могли потребовать развода, потому что свекровь якобы забирала детей себе и угрожала тем, что не вернет их.

Спустя год совместной жизни Молдир родила первого ребенка. Муж убедил ее уйти с работы, говорил, что ее главным проектом должны быть дети. Всего за время брака она родила четверых детей. Тем не менее Молдир пыталась найти работу, чтобы хотя бы частично быть финансово независимой от мужа. Тогда он предложил ей устроить ее на работу к себе в фирму "для галочки", но Молдир отказалась.

Между тем карьера Олжаса шла в гору – он работал советником председателя Нацбанка Казахстана, а затем начал работать в консалтинговой фирме в Астане. Помимо этого, Худайбергенов с 2019-го по 2020 год был внештатным советником президента Казахстана Касыма-Жомарта Токаева по экономическим вопросам.

После того как поиски работы ни к чему не привели, Молдир решила продолжить свое обучение. Она два года подавалась в Назарбаев Университет, но ей отказывали.

"Потом я решила подавать на обучение за границей, потому что у меня был опыт обучения в Великобритании и я знала их образовательную систему. Подала, выиграла [государственную стипендию] "Болашак", но ничего никому не говорила. Боялась", – говорит Молдир.

Она вспоминает, что Олжас удивился, узнав, что ее пригласили на учебу в Великобританию. У нее ушло полтора месяца, чтобы уговорить мужа отпустить ее на учебу.

Учеба в Британии и похищение детей

В 2020 году Молдир с четырьмя детьми уехала в Лондон. Аренду жилья оплачивал муж. Молдир же тратила всю свою стипендию на содержание детей. Лишних денег у нее не было – муж строго контролировал ее расходы. Однажды даже запретил ей покупать кофе в университете, потому что посчитал, что это дорого.

"Когда я приехала в Великобританию – у меня глаза начали открываться. Я лишь потом в психологических статьях прочла, что у жертв абьюза это часто бывает: когда они находятся в агрессивной среде, то все остальное как будто размывается и они этого не видят. И когда я сюда приехала, то у меня и самооценка повысилась, я увидела, как тут живут нормальные семьи. В семье мужа меня чморили, я для них была козлом отпущения. Чуть что – сноха виновата, не так села, не так встала. Когда ты все время это слышишь, ты и сама начинаешь в это верить", – объясняет Молдир.

Начав жить отдельно, Молдир поняла, что она чувствовала обиду и злость на супруга из-за того, как он и его родные обходились с ней все годы совместной жизни: "Я постепенно начала выстраивать свои границы. Начала требовать к себе лучшего отношения, и, конечно, Олжасу это не понравилось".

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: "Зачем рожать детей, если судишься за алименты?" Пережившая домашнее насилие казахстанка борется за выплаты для детей и крышу над головой

Тогда же у нее впервые появились мысли о разводе. Молдир чувствовала себя комфортно и в безопасности оттого, что живет в своем доме.

“В Великобритании я поняла, что мой дом – моя крепость. В Казахстане у меня такого не было. Там моим домом была моя комната, в которую в любой момент могли войти. Я всегда была какая-то задерганная. Я знала, что в дом никто не ворвется, не будет меня унижать и обижать, заставлять что-то делать. И затем я поняла, что это нормальное состояние. Женщина – хозяйка в доме, а у меня такого не было", – вспоминает она.

Каждые несколько месяцев Худайбергенов прилетал в Великобританию, чтобы увидеть детей. Вместе с его визитами в жизнь Молдир возвращалось и психологическое давление.

"У них был семейный чат, и я все время оттуда выходила, потому что там была излюбленная тема – критиковать снох. Всякие уничижительные шутки про снох туда скидывали и все такое. Я этого терпеть не хотела и выходила, а он меня все время туда добавлял. Он всегда говорил, что я ему должна подчиняться, говорил, что я непокорная. Потом я поняла, что я не должна это терпеть, зачем мне это, если я несчастна?" – рассуждает она.

Впервые она написала Олжасу о разводе в начале 2022 года. Молдир говорит, что боялась говорить об этом лично и дождалась момента, когда он уедет в Казахстан. Ему это не понравилось, он начал ей угрожать и уже в марте приехал в Британию. Она не подозревала, что Олжас вернулся, чтобы увезти детей в Казахстан.

Молдир с детьми

"Я была в университете, и он мне написал длинное письмо на почту, что, мол, дети со мной, у меня получилось их украсть. Теперь ты, мол, поймешь, как выпендриваться. Возвращайся в Казахстан, и там поговорим. То есть он всеми силами добивался того, чтобы все переговоры шли в Казахстане, где у него больше сил и влияния. Я когда это письмо на работе увидела, у меня почва ушла из-под ног", – вспоминает она.

Олжаса Худайбергенова задержали в лондонском аэропорту спустя два дня – он пытался вылететь в Казахстан с детьми. Детей передали Молдир, заявление в отношении мужа она решила не писать. Когда полиция его отпустила, он поехал к брату в город Манчестер.

"Олжас тогда вышел из-под ареста, и меня детектив спрашивал, буду ли я подавать заявление на него. Я заявление не подавала, потому что в полицию я обращалась именно с целью найти детей, и они их нашли. Я замешкалась, боялась, не хотела отца детей судить. Я думала, что пусть лучше он вернется в Казахстан", – объясняет она.

Молдир говорит, что тогда ей позвонил отец и рассказал, что якобы Олжас звонил ему из Манчестера и просил повлиять на дочь. Как сказал отец Молдир, Худайбергенов обещал погасить ее долги, оплачивать аренду жилья, а взамен просил отца уговорить Молдир не писать в отношении него никаких заявлений из-за попытки похищения детей.

"Папа позвонил мне, и я ему впервые рассказала, как они меня унижали. Папа мне ответил, что Олжас ему предложил деньги. И [папа] сказал, мол, доча, тебе же деньги нужны, он же отец детей. Возьми то, что он предлагает. Я отцу сказала, что от Олжаса деньги не нужны, потому что он подставит, он просто так деньги не дает. Он и в браке денег не давал просто так. Я сама говорила, что не хочу на него заявление подавать. И потом я заявление о похищении детей отозвала, сказала, что не надо его тут судить", – рассказывает Молдир.

"Он говорил, что заберет детей, а отца с братом посадит"

В апреле Худайбергенов вернулся в Казахстан и сразу же подал на отца Молдир заявление о вымогательстве крупной суммы, отца арестовали. Молдир рассказывает, что перед задержанием к ее отцу заходили друзья мужа и принесли ему часть денег, чтобы он перевел их Молдир. Как позже оказалось, это были "негласные следственные действия", которые санкционировал суд.

На одном из судов также выяснилось, что Худайбергенов записывал разговоры и с Молдир, и с ее отцом, их он передал в суд. Во время разговора с мужем Молдир ее отец предлагал Олжасу покрыть расходы на содержание детей в Великобритании на ближайшие 2,5 года в обмен на то, что Молдир не будет писать на него заявление в Великобритании, а также что он сам не будет рассказывать общественности об абьюзе над своей дочерью. Худайбергенов же предложил схему постепенных выплат. Отец Молдир на суде признал, что на записи его голос, но сказал, что хотел только, чтобы Худайбергенов финансово поддерживал его дочь и внуков.

После того как в отношении отца началось следствие, Олжас написал Молдир – потребовал приехать с детьми в Казахстан, а взамен пообещал отозвать заявление. Молдир согласилась и в мае прилетела, но к своему отцу в Алматы.

"После ареста папа попал в больницу, и туда пришли медиаторы, мой бывший муж и закрыли это дело. Полиция, закрыв дело, указала, что дело закрыто за отсутствием состава преступления, и Олжас потом злился из-за этого. Я тогда не могла понять почему, а сейчас понимаю, что в будущем он планировал это дело переоткрывать, если вдруг я снова что-то начну", – вспоминает Молдир.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: "Кто-то должен понести наказание". Пережившая покушение со стороны бывшего мужа казахстанка судится с властями третий год

Олжас тоже приехал в Алматы, где снял квартиру для семьи. Через какое-то время у брата Молдир родился ребенок, и она решила навестить своего новорожденного племянника. Олжасу это не понравилось, но он разрешил Молдир и детям сходить в гости к семье.

"Потом он к дому братишки приехал и мне сказал, чтобы я детей на улицу вывела. Сказал, что хочет их отвезти на аттракционы. После этого перестал отвечать на звонки. Я вернулась на съемную квартиру, там было пусто, как и в сумке, в которой были мои документы. И я поняла, что все опять начинается. Позже он вышел на связь, сказал, что летит с детьми в Астану, и предложил, чтобы я туда прилетела за ними. Все визовые документы тоже были у него. Я полетела за ним в Астану, оказалось, что визовые документы детей он порвал", – рассказывает Молдир.

В Астане Олжас поставил Молдир жесткие условия: никакого развода, дети остаются с ним, а она должна будет раскаяться и извиниться перед его семьей и друзьями. Все условия общения с детьми и коммуникации он записал в два так называемых договора, которые Молдир подписала под давлением мужа (имеются в распоряжении редакции). После этого жизнь Молдир продолжилась под строгим контролем мужа – он получил доступ к ее аккаунтам в соцсетях, удалял контакты, просматривал фото и оскорблял ее семью.

"Олжас меня оценивал по шкале от 0 до 10. Говорил, что, мол, сегодня ты себя хорошо вела, твоя оценка 8. Ты стала ближе к тому, чтобы забрать детей. А иногда мог сказать, что я провинилась и моя оценка – 2. Каждый день я так унижалась. Он за меня на имейлы отвечал. Меня пригласили на конференцию, а он написал, мол, я Молдир и я никуда не поеду. Он ответил и удалил это письмо. Я об этом узнала, когда профессор мне написала, что мол, очень жаль, что тебя не будет с нами", – вспоминает она.

Молдир вернулась в Великобританию, чтобы закончить учебу -- Олжас оставил детей у себя в Астане. Во время ее отсутствия за детьми присматривали мать мужа и его племянницы. Впрочем, вскоре они отказались следить за детьми – Молдир вспоминает, как ее дети плакали и жаловались ей, когда она им звонила. Поняв, что так продолжаться не может, летом 2022 года Молдир вновь прилетела в Казахстан, чтобы забрать детей в Великобританию.

"Я начала играть роль, унижалась и обещала стать такой-сякой женой, чтобы детей забрать. Одна уехать обратно я просто не могла. Это все сложилось, он детям переоформил визы, и я детей забрала", – вспоминает Молдир.

Она по-прежнему должна была исполнять все условия Олжаса – он контролировал ее расходы, разрешил устроиться на работу, только если она будет перечислять ему свою зарплату, получил доступ к ее перепискам и требовал, чтобы она отправляла ему фотографии мест, если они не отображались на Google Maps.

"Он каждый день звонил, заставлял оголяться, делать всякие вещи. Поливал грязью моего отца, угрожал мне. И это продолжалось каждый день. Когда я слышала звонок телефона, то уже дрожать начинала. Я не хотела видеть его. Он говорил, что, мол, ты же договор подписала? Если ты его нарушишь, то я приеду и заберу детей, а отца с братом посажу", – рассказывает Молдир.

Так продолжалось до декабря, пока Молдир не решилась сходить на бесплатную консультацию с британскими юристами, которым она показала подписанные "договоры" с мужем. Юристы сказали Молдир, что документы не имели никакой юридической силы, а прописанные в них пункты грубо нарушали права человека.

"Мне так полегчало, и появилось такое чувство свободы. Я еще была у врача, и он был в ужасе. Сказал, что так, как я, человек жить не должен, это вообще какое-то рабство. И он мне сразу сказал, что доложит об этом в полицию, потому что это его обязанность. Все друзья и коллеги меня здесь колоссально поддержали, сказали, что так жить нельзя. Говорили, что я должна вернуть свои соцсети и мессенджеры, обрести свободу. Я отказывалась, говоря, что он посадит папу и брата. А потом набралась смелости и поменяла все свои пароли", – вспоминает она.

Олжас это сразу заметил. Муж вновь стал писать ей угрозы, что приедет в Великобританию и увезет детей. Он действительно прилетел к Молдир, однако его депортировали прямо из аэропорта. В декабре 2022 года он отказался перечислять деньги на содержание детей в Великобритании.

Молдир решила начать жизнь с чистого листа. Она вернула себе остальные аккаунты в социальных сетях и доступ к почте. Но вскоре пришли новости из Казахстана – Олжас снова обвинил ее отца в вымогательстве, а брата в мошенничестве.

"Вам надо было выйти замуж за англичанина, который принимает женщин за равных"

В начале 2024 года брата Молдир признали виновным в мошенничестве за то, что он взял у Худайбергенова семь миллионов тенге ($14 700) в долг и не отдал в обговоренные сроки; его приговорили к четырем годам условно. Олжас Худайбергенов также переоткрыл дело в отношении отца бывшей жены. В апреле 2024 года мужчину признали виновным в вымогательстве крупной суммы и приговорили к семи годам колонии. Молдир уверена, что бывший муж использовал свои связи и влияние, чтобы ее родных осудили.

Олжас Худайбергенов от публичных комментариев отказывается и отрицает все обвинения в свой адрес. На своей странице в фейсбуке он сделал несколько публикаций, в которых опроверг обвинения в психологическом и экономическом насилии, а также заявил, что у него "нет админресурса, чтобы давить на полицию, прокуратуру и судей". В конце мая Худайбергенов сделал еще одну публикацию, которую запретил цитировать СМИ. К ней он прикрепил несколько видео, на одном из них запись разговора, предположительно, с отцом Молдир, на которой мужской голос в грубой форме требует от него переслать деньги на два года вперед, а взамен соглашается отозвать заявление.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: В Казахстане приговорили к 24 годам тюрьмы экс-министра Бишимбаева по делу о жестоком убийстве жены. Рассказываем, как шел процесс

"Моя дочь очень привязана к дедушке, она спрашивает, почему они не видятся, – говорит Молдир. – Мне пришлось сказать, что он в тюрьме. Я сказала, что папа посадил дедушку. Они уже догадываются, потому что мы здесь столько сложностей пережили. Я детям так и сказала: ваш папа не хочет помогать, не хочет высылать деньги. Как детям еще объяснишь?"

Сейчас Модир и Олжас разведены. Все суды в Казахстане, в том числе и по определению места жительства детей, Молдир проиграла. Высокий суд Лондона в то же время постановил, что дети находятся с Молдир в Великобритании на законных основаниях. Суд в Казахстане отказал Молдир во взыскании алиментов с мужа на содержание детей. Сам он отказывается перечислять деньги детям, пока они находятся за границей. В начале года он также добился от министерства социальной защиты приостановки выплаты пособия Молдир как многодетной матери, переоформив его на себя, но Генпрокуратура оспорила это решение и вернула выплаты Молдир весной 2024 года.

Во время одного из заседаний в Казахстане судья Марина Кушакова сначала отчитала Молдир за желание получать высшее образование, а потом заявила, что ей "надо было выйти замуж за англичанина или американца с другим менталитетом, который принимает женщин за равных". В итоге суд постановил, что дети должны остаться с Олжасом, а в качестве весомого доказательства выступили "договоры", которые он вынудил подписать Молдир.

"В основу первого решения по определению места жительства детей легли эти соглашения. Своим решением суд их принял во внимание в качестве доказательной базы, то есть уже посчитал их законными. Это просто напечатанное дома соглашение. Эти соглашения элементарно противоречат Конституции: свобода передвижения, тайна переписки, тайна личной жизни – то есть вот это все суд перечеркнул", – объясняет адвокат Айнара Айдарханова, которая защищает интересы Молдир в суде.

Сейчас Молдир с детьми находится в Великобритании и опасается возвращаться домой. Несмотря на то, что ее отца уже отправили в колонию, Молдир не планирует сдаваться и намерена обращаться в международный суд, чтобы изменить приговор.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

Убийства женщин в странах Центральной Азии: как власти реагируют на домашнее насилие и фемицидВ Таджикистане мужа блогерки Рухшоны Рахматуллоевой арестовали на семь суток после ее жалобы на домашнее насилие"Женщина должна умереть, чтобы законы работали". Почему в Кыргызстане пережившие домашнее насилие не доверяют милиции и судамСупруга казахского дипломата заявила о систематическом насилии со стороны мужа в течение 10 лет. МИД страны срочно отозвал его из ОАЭ"Подумаешь, муж бьет, а кого не бьет". Как в Беларуси помогают пережившим домашнее насилие после закрытия НКО и шелтеров"Договорняк между прокуратурой и полицией". Как на Кавказе расследуют преступления против женщин