"Общая сумма потерь – примерно половина годового бюджета". Как уехавшие из России редакции пытаются справиться с нехваткой финансирования

Издание "Медиазона" объявило о сокращениях, главред Сергей Смирнов и редактор Дмитрий Трещанин отказались от зарплаты из-за нехватки финансирования. Они планируют объявить кампанию по сбору средств для продолжения работы издания.

Начиная с февраля 2025-го года в медиа, которые делают уехавшие из России журналисты, происходят структурные изменения. Это заметно по количеству редакционных материалов, качеству постов в социальных сетях; бывшие сотрудники пишут посты о поиске работы. Власти России поставили деятельность независимых изданий вне закона и зарабатывать на рекламе редакции не могут.

Корпорация Радио Свобода также продолжает судебное разбирательство с USAGM, чтобы добиться перечисления выделенных Конгрессом средств и продолжить свою работу.

Настоящее Время поговорило с сотрудниками независимых медиа о том, как изменилась работа их редакций в 2025 году.

Сергей Смирнов, главный редактор "Медиазоны" сказал, что редакция сократила сотрудников и урезала зарплаты:

"Нам пришлось сократить SMM, дизайн и IT. Речь идет про несколько человек, но поскольку у нас небольшая редакция, каждое сокращение заметно и болезненно.

Мы были вынуждены сократить доходы у всех в редакции, это крайне непопулярная мера, но мы надеемся пережить совсем сложный период и не расставаться с людьми, с которыми работаем годами.

Также мы урезали буквально все расходы на подписки [агентств], на фриланс и офис. Раньше [фрилансерам] мы заказывали иллюстрации, теперь не можем".

Иван Колпаков, главный редактор "Медузы" сообщил, что редакция была вынуждена сократить 15% сотрудников:

"Это очень тяжелое решение, поскольку мы увольняли специалистов, с которыми не хотим расставаться – и не стали бы этого делать, если бы ситуация с финансированием не была критической. Это первоклассные профессионалы. Если кто-то из них уйдет из журналистики, это будет большая потеря для индустрии.

Мы пересмотрели и сократили все свои расходы: речь и про подписки, и сервисы, и про гонорарный фонд. Мы сократили зарплаты всем сотрудникам.

У нас есть планы по расширению краудфандинга, который по-прежнему составляет основу нашего финансирования, – поэтому мы надеемся, что это временные меры".

Главный редактор медиа, занимающегося расследованиями, рассказал, что они активно пытаются "закрыть дыру", полностью сохранив штат журналистов:

"У нас очень компактная редакция, поэтому потеря любого человека так или иначе скажется на производительности. И совсем не хочется ставить людей в очень тяжелое положение – в эмиграции и без работы, а значит еще и с проблемами с документами для пребывания.

Пока мы никого не увольняли. Но уже урезали и продолжаем урезать другие статьи расходов. Очень сильно сократили бюджет на фрилансеров, отказываемся от подписок".

Генеральный директор издания, специализирующегося на региональных российских новостях рассказал, что их бюджет сократился в два раза:

"Общая сумма наших потерь – 350 тысяч долларов. Это примерно половина нашего годового бюджета.

Мы никого не сокращали, но сильно порезали гонорары. Некоторые в два раза, например, у видеокоманды. Отказались от аренды офиса, который был еще и студией.

Фрилансерам сократили и заказы, и оплату".

Сотрудник "Новой газеты Балтия" отмечает, что теперь редакция может выпускать в два раза меньше материалов:

"Мимо нас не прошло, мы сократили выпуск контента на 50% с февраля. Отказались от сотрудничества с практически всеми фрилансерами, а это 15–20 человек. Стоит вопрос выживания, и стоит остро, и не только перед нами. Что самое печальное – пока не видно, как оно может быть обеспечено.

Правительства стран ЕС не торопятся на помощь, у аудитории нет культуры стабильных донатов медиа, так что это все вопрос открытый".

***

Руководители некоторых медиа отказались давать комментарии Настоящему Времени или не ответили на сообщение. Лишь один из них сказал, что у них все хорошо и попросил не упоминать его имени.