"Игорь давал колоссальную поддержку Кате". История любви белорусских политзаключенных Игоря Ильяша и Катерины Андреевой

Ваш браузер не поддерживает HTML5

История любви белорусских политзаключенных Игоря Ильяша и Катерины Андреевой

Игорь Ильяш и корреспондентка телеканала Белсат Катерина Андреева – профессиональные журналисты. Андреева уже четыре года находится в заключении за свою профессиональную деятельность, а именно за освещение протестов 2020 года против Александра Лукашенко. Из-за ее репортажей и стримов на нее завели уголовное дело за участие в протестах, а позже добавили ей еще 8 лет колонии, обвинив еще и в измене государству.

20 октября 2024 года Игоря Ильяша задержали в Минске – якобы за содействие экстремистской деятельности. Сейчас он тоже находится за решеткой в СИЗО, ему грозит длительный срок.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: В Беларуси задержали журналиста и политического обозревателя Игоря Ильяша

Второго ноября у Катерины Андреевой день рождения, и уже в четвертый раз журналистка встречает его за решеткой. Телеканал "Настоящее Время" поговорил с друзьями и коллегами Игоря и Катерины и рассказывает историю любви их семьи.

Надпись, посвященная Игорю и Кате

Катерина Андреева находится за решеткой с ноября 2020 года. В феврале 2021 года журналистку вместе с оператором Дарьей Чульцовой осудили на 2 года колонии за стрим с площади Перемен в Минске 15 ноября, когда силовики жестко разогнали демонстрантов, протестовавших против режима Лукашенко.

В 2022 году Катерина должна была выйти на свободу. Но за несколько месяцев до освобождения на журналистку завели новое уголовное дело – за якобы измену государству. В этот раз ее осудили на 8 лет и 3 месяца.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: "Это политическая расправа". Как на тюремный срок для журналисток "Белсата" реагируют коллеги из Беларуси, Украины, Латвии и России

Сейчас Андрееву содержат в колонии № 4 в Гомеле. Бывшая политзаключенная по имени Кристина рассказала Настоящему Времени о знакомстве с Катериной за решеткой:

"Катя – абсолютно милая, прелестная девушка. Мне с ней было легко общаться. Я помню день, когда я освобождалась. Катя тогда была на больничном, и мы с ней провели достаточно много времени, потому что за день до освобождения человека освобождают от работы, и, получается, я была в отряде, – рассказывает собеседница Настоящего Времени. – Мы с ней много взаимодействовали. Я помню ее слова: "Кристина, а я выйду, я точно выйду! Я освобожусь, я просто в это уже не верю". Видно, что человек уже находился в апатии".

Все четыре года, которые Катерина Андреева находится в заключении, ее муж Игорь Ильяш поддерживал супругу: писал ей письма, отправлял передачи, ездил на свидания в колонию. Несмотря на преследования со стороны силовиков, журналист отказался уезжать из Беларуси, пока его жена находится в заключении.

Катерина и Игорь вместе

"Все время, вот эти четыре года, Игорь всегда коммуницировал, что он будет оставаться в Беларуси. Его жена за решеткой, и он никуда не уезжает, – рассказывает Борис Горецкий из Белорусской ассоциации журналистов. – Перед судом над Чульцовой и Андреевой мы делали большую пресс-конференцию для прессы со всего мира, с переводом на английский. И тогда Игорь очень решительно высказывался, правдиво объяснял эту историю, что вот, моя жена за решеткой, что мне делать, я не могу уехать, я не могу оставить свою жену. Ему хватило на это отваги, смелости. Но он все время был под прицелом, потому что он очень известный журналист".

О поддержке, которую Игорь оказывал Катерине, Настоящему Времени рассказала еще одна коллега журналистов, Евгения Долгая: она давно работает с темой белорусских политзаключенных и создала инициативу "Палітвязынка".

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Белорусская политзаключенная Ирина Счастная о жизни в колонии: "Ты там в бесправном положении, с тобой можно делать, что хочешь"

"Игорь – один из совсем немногих мужей, который мог поехать на другой конец страны, чтобы купить для Кати что-то особенное, – рассказывает Долгая. – Он тщательно подбирал ей какие-то вещи, которые мужчинам непонятны. Например, короткостриженый Игорь разобрался в расческах, какие предназначены для кудрявых волос, а какие не для кудрявых. Это многое значит. Он давал и, я думаю, дает колоссальную поддержку Кате".

"У них очень нежные и трепетные отношения. И за все годы ее заключения он ее очень поддерживал: и помощь была не столько в материальной поддержке, не столько помощь с передачами, финансовая, хотя эта помощь очень важна, сколько психологическая поддержка, поддержка от близкого человека, – подтверждает слова Долгой Кристина. – Игорь ей писал постоянно, регулярно".

В одном из ответных писем мужу Катерина написала так: "Если я когда-либо после освобождения решусь сделать тату, то это будет фраза на латыни: Amor vincet omnia. Это означает "Любовь побеждает все".

Игорь Ильяш отказался уезжать из страны и как мог поддерживал жену за решеткой, пока в октябре 2024 года не был арестован сам. 20 октября силовики с оружием и в полной амуниции задержали журналиста в его квартире в Минске. Конфисковали его технику, а Игоря в наручниках сначала отправили в изолятор на Окрестина, а позже перевели в СИЗО. Официально его обвинили в "содействии экстремистской деятельности" – за то, что он давал интервью независимым медиа, которые, по версии белорусских властей, являются незаконными.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Сайт телеканала "Белсат" и его соцсети признали в Беларуси экстремистскими

Собеседники Настоящего Времени уверены, что причинами преследования Катерины и Игоря стали их профессиональная деятельность, которая вызывала ярость у властей Беларуси и силовиков.

"Это расправа. Да, Игорь находился в Беларуси и что-то комментировал, рассказывал. Но он относился к категории родных политзаключенных, – подчеркивает Борис Горецкий. – Иногда эти люди попадают под репрессии, но чаще власть более снисходительно относится к ним. Но при этом он журналист. И вот власть смотрела на это, смотрела и решила, я так думаю, прилюдно его наказать. Они решили показать всем, что все, кто имеет дерзость оставаться в Беларуси и что-то рассказывать на Запад, что такие люди попадут за решетку".

"Игорь оставался костью в горле, – соглашается с этим мнением Евгения Долгая. – И знаете, меня лично очень сильно разозлило, что я видела очень много комментариев в том же белорусском фейсбуке: "Почему Игорь давал комментарии, почему Игорь там выступал?" А что ему оставалось делать? Он, как любой нормальный любящий человек, пытался донести миру информацию про те условия и то состояние, в котором находится Катя".

За свою профессиональную деятельность, по данным Белорусской ассоциации журналистов, в заключении в Беларуси сегодня находятся уже 36 представителей СМИ. Все независимые медиа в стране либо разгромлены, либо вытеснены за границу.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: "Поставил бабушку к стенке и спрашивает: "Как относитесь к террористической деятельности внука?" Кого власти Беларуси считают террористами

Борис Горецкий не исключает: чтобы возобновить отношения с Западом Александр Лукашенко будет попытаться торговать в том числе и судьбой арестованных им журналистов.

"Для меня важно, чтобы имена Андреевой, Чульцовой, Золотовой, Чекиной, других журналистов были всегда в мировой повестке, – говорит Горецкий. – Чтобы, если идет какой-то разговор о Лукашенко, во всем мире помнили, что у Лукашенко в тюрьме сидит 36 белорусских журналистов, которые просто делали свою работу, а также много правозащитников, политиков, активистов. И чтобы люди помнили, что какие-то отношения с Лукашенко возможны только после освобождения этих людей. Для нас это очень большой приоритет".