"Если "вредность" убирают, в 55 лет коньки отбросим". Рабочие снимают видео против поправок в Трудовой кодекс

Ваш браузер не поддерживает HTML5

В России набирает обороты движение за отмену поправок в Трудовой кодекс – они позволят приравнять тяжелые и опасные условия труда к безопасным в случае, если работникам выдали качественные средства индивидуальной защиты. В ответ на поправки люди, чья работа проходит в таких условиях, снимают об этом видео. Один из таких роликов – "Почти как в офисе" – набрал уже более ста тысяч просмотров.

Тоннельщица Гульфия Хабибуллина работает в самой жаркой части коксохимического производства в Челябинске. В тоннеле под печами температура достигает 90 градусов. "Заходишь в тоннель, 3 минуты – и уже кишки горят", – рассказывает женщина.

Как и у всех работников, чьи условия труда признаны вредными, у нее повышенная зарплата, сокращенная рабочая неделя, дополнительный оплачиваемый отпуск и возможность раньше выйти на пенсию. Новый пакет поправок к трудовому законодательству, который сейчас рассматривается в Госдуме, дает работодателям право пересмотреть условия труда и понизить категорию опасности, а значит, лишить таких работников всех льгот и доплат.

"Все на заводе "горячий стаж" вырабатывают, а так-то никто не пошел бы сюда работать. На хрена эта работа тогда нужна?" – поясняет Гульфия Хабибуллина.

Поводом для пересмотра условий труда может стать то, что работник использует качественные средства индивидуальной защиты (СИЗ). Надел маску или респиратор – считай, что перешел в "белые воротнички". Если поправки будут приняты в неизменном виде, такой "переход" грозит примерно каждому третьему труженику, занятому в машиностроении, металлургии или добыче ископаемых.

"Если вредность убирают, нам смысла в этой работе вообще не будет. Мы просто в 55 [лет] коньки отбросим, и все", – комментирует поправки газорезчик Алексей Безруков.

Проект поправок подготовил российский Минтруд. В пояснительной записке сказано, что предлагаемые меры могут способствовать улучшению делового климата. Достигнуть этого собираются в том числе путем снижения избыточных затрат работодателей в сфере охраны труда.

Против нововведений выступили практически все рабочие профсоюзы. Их участники заявляют, что СИЗы, даже самые качественные, не могут дать стопроцентную защиту, а их учет в оценке условий труда создает опасную коллизию.

"Были вредные условия труда, класс 3.1. Мы выдали средства защиты – по предлагаемой схеме мы переходим к классу второму. Раз класс второй, по схеме нового порядка обеспечения средствами защиты: средства защиты не положены – надо их забрать у работника", – поясняет новый возможный алгоритм Рэстам Бикметов, главный технический инспектор труда Федерации профсоюзов Свердловской области.

Кроме того, работодатели нередко экономят на средствах индивидуальной защиты. На этом производстве, например, работникам выдают только один респиратор на восьмичасовую смену.

"Вот посмотрите: начало смены, от чего может спасать такой СИЗ? – механик Рустам Сабиров показывает грязный респиратор. – И я пришел проверить только работу. А люди непосредственно в нем всегда".

Его слова подтверждает Гульфия Хабибуллина: "Верхонки, варежки, перчатки дают, так они не спасают: буквально 5 минут – и они вот какие будут. Видите, какая я сама? И все мы такие ходим – черные, грязные".

Недовольные новой инициативой рабочие организовали флешмоб #почтикаквофисе и уже выпустили несколько роликов, чтобы рассказать парламентариям о том, в каких условиях приходится работать.

А челябинский металлург Вадим Качайкин для того, чтобы хоть как-то повлиять на процесс принятия решений, привез в Госдуму более 500 писем от горняков. И это только те, что поместились в ручной клади.

"Я надеюсь, что при рассмотрении на профильном комитете эти аргументы от людей, реально работающих в опасных условиях труда, повлияют, чтобы здравый смысл восторжествовал", – говорит металлург.

Рассмотрение поправок в Трудовой кодекс в третьем чтении анонсировано в Госдуме на 16 июня. Это будет последняя возможность отменить инициативу и защитить занятых на опасном производстве в России.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Жители деревни под Омском попросили Ангелу Меркель заасфальтировать им дорогу. У многих из них – немецкие корни