Дороти Фэй Данауэй родилась 14 января 1941 года в Бэскоме, штат Флорида, в семье домохозяйки и унтер-офицера. Как и большинство детей военных, все детство Фэй переезжала с место на место, путешествуя по Европе и США. Друзей ей заменили уроки танцев, чечетки, фортепиано и пения.
В 21 год она начала учебу в Американском национальном театре и академии, в тот же год дебютировала на Бродвее. Через пять лет актриса появилась сразу в трех фильмах – "Поторопи закат", "Происшествие" и в решающей для ее карьеры криминальной драме "Бонни и Клайд". Эта роль принесла ей номинацию на Оскар и статус самой красивой женщины современности.
Эффектная блондинка с независимым характером моментально стала одной из ведущих звезд Нового Голливуда. Ее культовый статус упрочился в 1970-х ролями в таких фильмах, как "Маленький большой человек", "Оклахома как она есть", "Китайский квартал", "Три дня Кондора" и "Телесеть".
В 1980-1990-х карьера Данауэй пошла на спад, однако каждое ее появление на экране и поныне остается незабываемым; среди таких блестящих актерских эпизодов следует упомянуть Элейн в "Аризонской мечте" Эмира Кустурицы и Мэрилин Миклер в дуэте с Марлоном Брандо в романтической драме "Дон Жуан де Марко".
Актриса Бетт Дэвис многократно называла Данауэй "худшим человеком, с которым она работала", а режиссер Роман Полански – "огромной занозой в заднице". Актриса и правда известна своим эксцентричным поведением в духе голливудской дивы. Во время спектакля в Бостоне она остановила сцену и начала жаловаться на шляпу одного из зрителей, а недавние нападки на ее ассистента стоили ей судебного иска.
Рассказываем о пяти главных фильмах актрисы.
"Поторопи закат" (1967)
"Поторопи закат" – поздний фильм Отто Премингера, прославившегося как мастер нуара и черной комедии. Премингер имел репутацию возмутителя общественного спокойствия, так или иначе поднимая вопросы цензуры, сексизма и социального неравенства. В "Поторопи закат" он сосредоточился на одной из наиболее наболевших проблем в Америке 1960-х – расизм в южных штатах.
Конфликт разворачивается вокруг двух участков земли, которыми владеют афроамериканец Рив Скотт (Роберт Хукс) и белый ветеран Второй мировой Рэд Макдауэлл (Джон Филлип Лоу). Эти участки мешают масштабному строительному проекту, который двоюродный брат Рэда, беспринципный и алчный Генри Уоррен (Майкл Кейн), рассматривает как путь к богатству. На стороне Рива и Рэда – закон, на стороне Генри – судья-расист, продажный шериф и ксенофобская белая община.
Фэй Данауэй играет жену Рэда – Лу. У нее звездные партнеры – Кейн и Джейн Фонда (Джули Энн Уоррен), но начинающая актриса в столь ярком ансамбле не теряется. Ее перевоплощение реалистично и наполнено нюансами, в нем нет чрезмерных красок. Фэй ведет героиню по непростой сюжетной линии – радость сквозь слезы при встрече мужа после войны, сопротивление его решению не продавать землю, наконец, принятие его правды. В небольшую по хронометражу роль Данауэй вложила максимум психологической достоверности. Голливуд, который доселе однозначно отводил такому типажу блондинок роли гламурных принцесс, наверное, впервые столкнулся со столь реалистичным образом женщины из народа.
Фэй отметили номинациями на "Золотой глобус" за лучший дебют и на BAFTA в категории "Лучший новичок".
"Бонни и Клайд" (1967)
Скандальная криминальная драма начинающего режиссера Артура Пенна "Бонни и Клайд" принесла актрисе всемирную славу и сделала лицом Нового Голливуда. Партнером Данауэй выступил уже известный к тому времени актер Уоррен Битти.
История знаменитых налетчиков начинается как комедия, продолжается любовной драмой и завершается трагедией. Бонни срывается в бега с Клайдом, чтобы покончить с безнадежной и бесперспективной жизнью, чтобы обрести хоть какой-то смысл. В восприятии измученных Великой депрессией граждан грабители банков – народные мстители. Важно то, что из всей банды только Бонни способна на рефлексию, на постоянное вопрошание: зачем?
Ответ становится понятным во второй половине фильма. По сути, Бонни и Клайд – это "беспечные ездоки", и все, что они делают, – не о деньгах, а о свободе, что отметила и пресса, писавшая о "шоке свободы в фильме". Снятая на историческом материале, картина передает скорее дух конца 1960-х, и Данауэй максимально соответствует новым временам – дикая, неукротимая, вольнолюбивая – бунтарка нового поколения.
Многие критики поначалу восприняли фильм в штыки, однако во многом благодаря не менее скандальной колумнистке The New Yorker Полин Кейл очень скоро стало понятно, что на экране – нечто большее, чем еще одна гангстерская драма. Успех в прокате был огромный, Киноакадемия присудила два Оскара, появилось целое направление моды "а-ля Бонни Паркер". Позднее фильм признали ключевым в становлении Нового Голливуда.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Потеряла невинность в кинотеатре и "убила" десяток режиссеров: 100 лет самому суровому критику США"Китайский квартал" (1974)
Джек Николсон исполняет роль частного детектива Джейка Гиттеса из довоенного Лос-Анджелеса. Гиттес принимает предложение некой богатой дамы проследить за ее мужем-инженером. Стандартное расследование супружеской неверности перерастает в настоящий кошмар, если не сказать катастрофу – с любовью, драками и убийствами.
"Китайский квартал" Романа Полански являет собой образчик неонуара – того возрождения, которое жанр 1940-х пережил в эпоху Нового Голливуда. Все классические признаки соблюдены: есть потрепанный жизнью, но держащий удар частный детектив, коррумпированные полицейские, жестокие нувориши, роковые красавицы. Последнее амплуа блестяще воплощает Данауэй, играя роль Эвелин Кросс – дочери беспринципного богача Ноя Кросса, который идет к осуществлению очередного проекта буквально по трупам.
Хотя у Данауэй на тот момент был в фильмографии добрый десяток замечательных ролей, ее работа в "Китайском квартале" поистине завораживает. Она несет в себе не один опасный секрет и не один порок; мир мужчин пытается сломать ее, но она сопротивляется до последнего и удерживает вокруг себя ауру гибельного очарования, которое покоряет и циничного Гиттеса.
Справедливость не торжествует, добро проигрывает, страдают невинные. И настоящую высоту этой трагической истории сообщает именно Данауэй – прекрасная и обреченная, как протагонистка античной драмы.
"Китайский квартал" получил Оскар за лучший оригинальный сценарий (Роберт Таун), а Данауэй наградили второй номинацией. В 1991 году картина вошла в Национальный реестр фильмов США.
"Телесеть" (1976)
В фильмографии Сидни Люмета "Телесеть" – редкий пример сатирического высказывания. Жертва сарказма – американское телевидение.
Люмет рассказывает о вымышленной телекомпании Union Broadcasting System (UBS) через параллельные линии двух персонажей: многолетнего политического обозревателя Говарда Била (Питер Финч) и продюсера развлекательного блока Дайаны Кристенсен (Фэй Данауэй).
Говард узнает о том, что скоро будет уволен из-за низких рейтингов программы, и заявляет в прямом эфире, что покончит с собой перед камерой. От немедленного увольнения Била спасает лучший друг, продюсер новостей Макс (Уильям Холден) – по его просьбе оскандалившемуся ведущему разрешают провести последний эфир, чтобы принести извинения зрителям. Вместо этого ведущий устраивает скандал. И случается то, чего руководство UBS так хотело: рейтинги программы резко вырастают.
Истерическое "Шоу Говарда Била" приобретает бешеную популярность. Со своей стороны, Дайана прибирает к рукам Макса и весь новостной блок, превращая его в такое же шоу, показывая, например, ограбление банка террористами.
Люмет выстраивает эту корпоративную антиутопию, постепенно наращивая градус безумия, и настоящим катализатором здесь выступает Данауэй. Ее Дайана – гремучая смесь железной воли, сексуальности и по-византийски изощренного интеллекта. Она повелевает и интригует, очаровывает и уничтожает; ради высоких рейтингов в конце концов устраивает расстрел Била террористами в прямом эфире – и в характере, созданном Данауэй, это не выглядит преувеличением.
Фильм получил четыре Оскара, в том числе, наконец-то, статуэтка досталась Фэй Данауэй за лучшую женскую роль.
"Пьянь" (1987)
В историю "Пьянь" (Barfly) вошел как первый фильм, снятый по полуавтобиографическому сценарию Чарльза Буковски. Несмотря на то, что писатель считал, что "Голливуд в четыреста раз хуже всего, что говорили критики о его книгах", первая попытка вышла удачной.
Французский режиссер Барбе Шредер нашел нужные интонации и, главное, нужных актеров. Альтер-эго Буковски – Генри Чинаски – талантливого писателя, а также алкоголика, драчуна и ловеласа с потрясающей органичностью сыграл Микки Рурк. А его большую любовь, встреченную в ближайшем баре, – Фэй Данауэй. Они идеально подходят друг другу – как для совместной жизни, так и для саморазрушения. Вызов для Данауэй здесь в том, что ей нужно играть залитую спиртным, увядающую женщину; в такой роли не спрятаться за внешней привлекательностью. Но талант Фэй в том и состоит, что она не боится и умеет быть некрасивой в кадре, создавая глубокий характер "с лицом печальной богини".
В итоге роль Ванды принесла Данауэй номинацию на "Золотой глобус" в категории "Лучшая женская роль в драматическом фильме".