Волонтеры рассказали, почему российские военные не пускают гуманитарную помощь в закрытые Олешки и Голую Пристань и куда эвакуируют местных

Волонтеры, которые вывозят людей с затопленных и оккупированных территорий Херсонской области, заявили, что Россия закрыла затопленный город Голая Пристань на въезд и выезд, из-за чего волонтеры не могут передать туда гуманитарную помощь. Ранее также волонтеры сообщали, что сотрудники МЧС России отказались пускать их на одну из затопленных улиц города Олешки на левом берегу, а на следующий день российские власти полностью закрыли въезд в город.

О том, как проходит эвакуация людей из затопленных оккупированных населенных пунктов – Настоящему Времени рассказала волонтер Александра Книга, которая координирует эвакуацию людей из Олешек и других населенных пунктов левобережной Херсонщины.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Волонтер рассказала, как происходит эвакуация людей с левого берега Днепра

– Расскажите о том, как происходит эвакуация, и можете ли вы обобщить – сколько на левом берегу остается людей и скольким нужна помощь?

– На самом деле, очень много людей до сих пор остается на крышах. Они сидят и ждут спасения, ждут наших волонтеров, которые самоорганизовались, нашли лодки и спасают этих жителей в тот момент, когда российские оккупанты просто бездействуют и смотрят на этих людей, которые находятся, как в аквариуме, и умирают там.

Затопление из-за произошедшего на Каховской ГЭС началось во вторник неделю назад, а сегодня понедельник. То есть получается, что почти неделю люди сидят на крышах?

– Да, конечно. Люди до сих пор сидят на крышах, потому что со многими нет связи. Их очень сложно найти. В Голой Пристани абсолютно нет связи. В Олешках она еще есть, пробивается, и в близлежащих селах тоже еще пробивается связь. Кому-то возможно дозвониться, кого-то по дороге видят волонтеры, они снимают с крыш. Также все родные со всего мира присылают точки локации, откуда нужно забрать их родных, где они могут находиться и где их можно было бы найти и встретить.

А что касается Голой Пристани, какая еще есть информация? 11 июня город закрыли российские военные. Получается, что проводят так называемую фильтрацию?

– Фильтрация, да. Закрыли на карантин и Олешки, и Голую Пристань. И на данный момент из Голой Пристани невозможно передать гуманитарную помощь. Добрые люди организовали нам там три лодки гуманитарной помощи и топлива. Мы несколько дней ждали эту помощь, и вчера наши волонтеры очень долго не могли связаться с этими людьми, которые ехали на лодках. Они приехали на точку локации, на которой должны были встретить эту гуманитарную помощь, и россияне с автоматами, угрожая им и стреляя в воздух, сказали: "Мы без документов не дадим вам получить никакую помощь". Они понимают, что люди остаются без еды, без топлива, и просто молча за этим наблюдают, чтобы люди умирали.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

В Херсонской области продолжается эвакуация. Самая сложная ситуация в оккупированных населенных пунктах

А какой-то рациональный смысл у этого есть? Они опасаются того, что волонтеры сдадут российские позиции, например?

– Как можно этого опасаться, если люди умирают, сидят без продуктов, без еды, у них нет питьевой воды, газа, света, нет продуктов. Многие люди просто остались без своих домов. Мы занимались организацией поиска жилья людям, которых привезли и просто оставляли возле местной больницы. Они толпой стояли ночью и не знали, куда им идти. Как можно объяснить? Этому нет рационального объяснения.

Известны истории о том, что люди оставляют заявки на спасение, но не дожидаются, и пожилые члены семьи могут просто умирать. Вы можете это подтвердить?

– Конечно. Умирают пожилые члены семьи, не дожидаются. Они сидят уже несколько дней на крышах без воды и еды. Некоторые сидят и наблюдают, как трупы людей, трупы животных проплывают мимо них. Это ужасно.

Это рассказывают вам люди, которых удалось вывезти?

– Да, конечно. Люди, которых удалось эвакуировать, рассказывают о ситуации там внутри. Рассказывали о том, что некоторые люди остались в домах, что они слышали крики людей. Потому что когда начала прибывать вода, просто невозможно было выйти из дома и люди остались в домах умирать. Люди сидели на крышах и слышали крики своих соседей.

То есть речь идет про лежачих больных, например?

– Да, лежачие больные, которые не смогли сами выйти, эвакуироваться, не смогли подняться на чердак, на крышу. Эти люди остались умирать в своих домах. Кому удалось выбраться на крышу, те ожидали волонтеров и ждали спасения на крышах.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

"Держитесь, без паники, эвакуация будет". Несмотря на российские обстрелы, в затопленных районах Херсона продолжается спасательная операция

МЧС России все же публикует некие кадры, как они вывозят людей. Они заявляют о том, что вывезли семь тысяч человек. Это неправда?

– Я считаю, что это неправда. Несколько дней они абсолютно бездействовали, молча наблюдали, закрыли город и не давали волонтерам приехать в Олешки и помочь, привезти продукты, со словами: "Наши там остались умирать, пусть и ваши умирают".

Вы координируете процесс эвакуации на подконтрольной Украине территории. А кто те люди, которые занимаются спасением людей? Это проукраински настроенные граждане Украины, которые остались на оккупированных территориях, и сейчас они помогают людям выбираться?

– Конечно. Целая команда ребят, которые самоорганизовались в первый день, находили лодки, гребцов, которые могут сесть в эти лодки и спасать людей, заниматься эвакуацией. Несколько дней россияне просто наблюдали за этой всей ситуацией. Когда поднялась информационная шумиха о том, что они бездействуют, они начали отжимать лодки у наших волонтеров, чтобы спасать людей, снимать с крыш. Только после этого, чтобы показать картинку, что они спасают.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: "Все лодки у людей забрали раньше". Избранный мэр оккупированных Олешек – о том, как власти РФ не спасают людей из затопленного города

А как это координируется? Через телеграм?

– Да. Это секретная информация. Я не могу об этом рассказывать, потому что я подвергаю опасности наших людей, которые этим занимаются.

Удается ли вывозить людей на правый берег – на неоккупированную часть? Или это делают только украинские власти?

– На данный момент есть официальная информация, что вывезено 128 человек. Но этим занимаются профессиональные службы. Ни в коем случае волонтерам нельзя этим заниматься, потому что это небезопасно. Это должны делать только профессиональные службы, потому что они понимают, что и как.

"Все хотят на подконтрольную Украине территорию, но нет прямого пути в данный момент"

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Волонтер рассказала, как украинцам из оккупированных населенных пунктов приходится эвакуироваться через Россию

Также волонтеры занимаются эвакуацией людей из оккупированных российскими военными затопленных населенных пунктов в Россию с последующей переправкой в Украину. О том, как это происходит, рассказала волонтер Ирина.

– Вы можете обобщить, скольких людей вы вывезли за последнюю неделю?

– С оккупированных территорий сейчас довольно затруднительно вывозить людей из-за тех причин, которые уже озвучивались: это препятствия со стороны оккупантов. Но тем не менее 11 июня было вывезено 15 человек из Голой Пристани. И единицы, как это было и раньше, в индивидуальном порядке выезжают из своих населенных пунктов с нашими перевозчиками и дальше едут в Украину.

Это десятки или сотни людей за последнюю неделю?

– Это десятки.

Эти люди, кого вы сейчас вывозите этой огромной волонтерской сетью, они все намерены вернуться на территорию Украины, никто не собирается оставаться в России?

– Из заявок, которые приходят ко мне, никто не хочет оставаться в России. Действительно все хотят на подконтрольную территорию, но нет прямого пути в данный момент. Нам приходится работать в цепочке с организациями, которые вывозят из РФ тех людей, которых мы им передаем, и тех людей, которые уже сейчас там находятся, потому что очень много депортированных – на подконтрольную территорию или в ЕС, или через ЕС в Украину. Пути в основном такие.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: "Многие не хотели эвакуироваться: это моя хата, я буду здесь!" Как после прорыва дамбы ГЭС волонтеры под обстрелами увозили людей из Херсона

За последнюю неделю вы нашли какой-то способ людей, у которых утонули все документы, вывезти из оккупированных территорий через Россию за границу?

– Дело в том, что граница между Херсонской областью и Крымом проходится только с документами. Поэтому сейчас основная проблема у меня – это изготовление справок об установлении личности. Политически сложная ситуация с получением российского паспорта, потому что без какого-либо паспорта человек никуда выехать не может и остается в оккупации. Это, конечно, грозит ему большими проблемами – мы все это понимаем.

Кроме политической составляющей, есть еще такая вещь, как общественное порицание, потому что люди, получающие российский паспорт, в Украине по умолчанию считаются коллаборантами, им приходится проходить определенные процедуры.

За неделю сейчас российские паспорта никто не смог бы получить, даже если бы хотел?

– Нет, конечно. Эта проблема сейчас отошла на второй план, но она существует.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: "Размываются скотомогильники, кладбища, места захоронения вредных веществ". Глава Херсонского облсовета – о жизни региона после затопления