В России вышла настольная игра "Иноагент. Поймай их всех". Кто и зачем ее придумал? И считают ли ее оскорбительной сами "иноагенты"?

В издательстве Freedom Letters вышла настольная игра "Иноагент. Поймай их всех". Она построена по правилам "мафии" и предлагает изловить и немножечко уничтожить (но очень гуманно) всех "иноагентов", которые "все испортили и дискредитировали". Кто и зачем придумал игру, на кого она рассчитана и является ли она оскорбительной для тех, кто внесен в России в "иноагентские" списки? Это выяснил проект Север.Реалии.

****

"В одном замечательном Городе жили замечательные жители. И все у них было хорошо, пока не пришли они – ИНОАГЕНТЬІ! Иноагенты все испортили и дискредитировали. Их надо изловить и немножечко уничтожить (но очень гуманно)!" – сказано в анонсе игры. "Иноагент. Поймай их всех" – аналог популярной "Мафии", только герои, то есть игровые карты, другие: вместо "честных жителей", "мафии" и "полицейских" – "иноагенты", "чиновники", "прокурор" и "обыватели".

Игра вызвала противоречивые эмоции у пользователей российского интернета: многие сочли ее неуместной. Они подчеркивают, что статус "иноагента", который российские власти уже несколько лет присваивают тем, кто выступает против режима Путина и войны в Украине, несет человеку много проблем. Это не только необходимость сдавать отчетность и ставить "иноагентскую" плашку на все публикации, включая посты в соцсетях, но и реальная угроза уголовного преследования и лишение гонораров, а также угрозы лишения недвижимости и другой собственности.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: В России "иноагентов" лишат дохода от творческой деятельности. Романова и Покровский говорят, что уже не имеют доступа к своим счетам


Автор идеи игры (он попросил об анонимности, поскольку живет в России), говорит, что идея "Мафии наоборот" пришла к нему больше года назад просто как шутка. По его словам, это игра, где "иноагенты" не могут ничего сделать, а их всех уничтожают – все как в жизни.

"Я написал своему старинному другу, замечательному художнику из Якутска (сейчас он живет в Израиле) Саше Макарову, он сразу же отозвался, нарисовал всех героев. Ну, а потом я полгода бегал и всем показывал игру, – рассказывает автор. – Но у меня даже мысли не было издать ее в России, думал, надо печатать в Европе, – пока меня не надоумили написать во Freedom Letters".

"Это не игра, в которую можно играть и выиграть. У нее такие правила, что победить в нее невозможно, если ты "иноагент", – подчеркивает он. – Это скорее такой документ: вот так сейчас обстоят дела. Но главное в ней – что она вызывает смех. Страшное, бесчеловечное, несправедливое оказывается уродливым и смешным. И, мне кажется, смех спасает. Если не страну, то хотя бы кукушеньку".

Глава и основатель издательства Freedom Letters Георгий Урушадзе с этим описанием игры не согласен. Он считает, что выиграть в игру можно, если уменьшить количество злых персонажей: именно ведущий игры решает, сколько их помещать в колоду. Кроме того, по его словам, чем больше обывателей, встающих на сторону иноагентов, тем выше у них шанс выигрыша.

По словам Урушадзе, идея "иноагентов" сразу же его покорила, потому что сам он большой любитель игры в "Мафию".

"Я получил уже готовый вариант игры и, хотя это не книжный проект, сразу сказал: давайте сделаем, идея правильная и интересная", – рассказывает он.

Журналист, продюсер, издатель Георгий Урушадзе был внесен в список "иностранных агентов" в России в сентябре 2024 года. В 1990-е годы Урушадзе был главным продюсером молодежных программ петербургского телевидения, помощником мэра Анатолия Собчака, с 2005-го по 2022 год – генеральным директором Национальной литературной премии "Большая книга" и Центра поддержки отечественной словесности. Также он соучредитель Всероссийского конкурса "Книгуру" и премии "Лицей" имени Пушкина для молодых литераторов. После начала войны в Украине Урушадзе в знак протеста ушел со всех постов и в апреле 2023 года основал издательство Freedom Letters.

Каждый персонаж игры "Иноагент. Поймай их всех" – откровенная карикатура. Досталось в том числе главным героям-иноагентам: у одного в кармане белого пальто – "грязные деньги Госдепа", на другом футболка с английским флагом – "низкопоклонство перед Западом". Еще у одного из головы торчат "подлые мысли всякие", а в рюкзаке "багаж никому не нужных знаний". У другого – "в одном кармане фига спрятана, в другом билет до Еревана". У самой свирепой иноагентки изо рта вырывается "никому не интересное мнение", в руке – тыквенный латте, в кармашке – телефончик с записью Певчих.

На вопрос, почему "иноагенты" в игре изображены карикатурными фриками, Урушадзе отвечает так:

"Да, вот мне уже пишут: как вы можете издеваться над бедными иноагентами, лучше бы направили усилия на что-то другое! Но мне хочется этим возмущенным людям ответить: ребята, вы вообще видели наши книжки, понимаете, что наши усилия направлены именно на это "другое"? А это – просто шутка, развлечение!"

"Правила там те же, что и в "Мафии", только сильные карты другие: "прокурор" в классическом варианте был бы "главой мафии", герой "СВО" заменяет "маньяка". Иноагент здесь – положительный персонаж! – считает Урушадзе. – Но возможны варианты: если игра провластная – то мочат "иноагентов", если оппозиционная – то "иноагентов" будут спасать, это уж как игроки решат".

По правилам игры иноагенты просыпаются по ночам: они знакомятся друг с другом, проводят расследования, записывает ролики на ютубе, рисуют антивоенные граффити, меняют ценники в магазинах и уставшие, но довольные засыпают. В это время "герой CBО" кого-нибудь убивает (и показывает ведущему – кого именно). Утром жители "ловят иноагента" (или нет, как повезет) и его наказывают. Если им попался действительно иноагент, его сразу сажают в СИЗО до конца игры. Если им попался обычный гражданин, но какой-то подозрительный, на всякий случай его отправляют в "релокацию" до конца игры. А если пойман был "герой CBО" (так в России власти требуют называть войну в Украине) – то его отправляют обратно на фронт.

"Это психологическая игра, она помогает отдохнуть от серьезности, немножко расслабиться и посмеяться, в том числе над собой, – объясняет Урушадзе. – Для меня как для иноагента она не оскорбительна. Да, есть те, кто говорит: ах, ведь иноагенты – люди, как это можно, – но, по-моему, у них просто нет чувства юмора!"

"Другие возмущаются: почему это ветеран "СВО" изображен каким-то алкашом, а чиновник или прокурор – со взяткой в кармане? Типа они взяток никогда не берут! На самом деле это просто наша реакция на ситуацию, которая сама по себе абсурдна: я считаю, что настоящие "иноагенты" сидят в Кремле и издают указы, ослабляющие страну, разрушающие армию, экономику, моральный дух и репутацию России, – говорит он. – А нас с вами назначили "иноагентами" ни за что. Над этим абсурдом мы и смеемся".


Действительно, в игре в карикатурном виде изображены не только "иноагенты". Из кармана мундира "прокурора" с необъятным свиным рылом торчит веер 5-тысячных купюр ("подбросили"). "Чиновник" – не лучше: у него изо рта рвется пламя "патриотических речей", на шее висит крест, в кармане – "гражданство страны НАТО", а в обеих руках пачки "зарплаты за полчаса". "Ветеран СВО" – краснорожий, без ноги: в одном кулаке он держит костыль, в другом – бутылку, а из его беззубого рта вырываются черные клубы "русского духа".

Создатель всех этих образов, и иноагентов, и их антагонистов, – художник-карикатурист Александр Макаров. До войны сотрудничал с несколькими российскими периодическими изданиями.

"Мне нравится всякий абсурд, я в нем всегда готов участвовать. Эта игра – скорее памятник, символ эпохи, – объясняет он. – А персонажи знакомые: чиновников всяких я видел в России, а "иноагентов" уже после начала войны – на улицах Еревана и Тбилиси".


Техзадание, по словам Макарова, у него было широкое.

"Задача была – придумать трех иноагентов, все подробности на мое усмотрение, образы получились утрированные, но для игры, мне кажется, нормально, – рассуждает он. – Я думаю, в игру будут играть: "Мафия" очень популярна, а тут она помножена на сегодняшние реалии, это должно обеспечить успех. Да вообще, больше иронии нужно в жизни".

Георгий Урушадзе тоже считает, что главное – смотреть на жизнь "без звериной серьезности".

"Это игра, это юмор – показатель современного состояния общества. Мы изобразили персонажей современности в гротескной манере. В конце концов, этим занимались все и всегда – "Шарли Эбдо", Бидструп, Кукрыниксы", – перечисляет он.

В правилах игры также говорится, что "игра длится до тех пор, пока местные жители не изловят всех иноагентов и не посадят их в СИЗО навсегда", а если победят "иноагенты" – то они "построят Прекрасный Город Будущего с блэкджеком и велодорожками". Эти выражения отсылают в том числе к политической программе погибшего оппозиционера Алексея Навального.

Урушадзе, впрочем, ни в какую "Прекрасную Россию Будущего" не верит, хотя победу иноагентов все же допускает.

"Я думаю, хтоническая сила этой земли такова, что это получится разве что через много-много лет, когда мы всю Россию изменим", – говорит он.

Он также рассказывает, что все российские типографии печатать игру отказались.

"Как именно мы это сделали (выпустили ее), я расскажу после войны, чтобы никому не навредить, – говорит Урушадзе. – Сейчас могу только сказать, что разные детали игры мы печатали в разных местах, а собранной вместе ее никто не видел: это была отдельная логистическая задача, которой мы занимались месяцев пять. Я еще не был иноагентом, когда все это начиналось".


Известный литературовед, писатель Олег Лекманов рассказал, что он, как "иноагент", не обижается на игру.

"Сегодня любая шутка вызывает взрыв возмущения. Но хорошо бы нам всем начать гневаться не на друзей и союзников, а на общих врагов, развязавших преступную войну с независимой Украиной или поддерживающих бандитский ХАМАС", – говорит он.

"Иноагенту" и поэту Дмитрию Быкову игра тоже понравилась:

"Я всегда играл в "Мафию", которую считаю одной из национальных гордостей России – все-таки она изобретена у нас. Это прекрасная психологическая игра, а отличительной особенностью иноагентов во все времена была способность с юмором относиться к испытаниям, – объясняет он. – Про эту игру у Цветаевой сказано: "Главное занятие поэзии – обтанцовывание смерти". Вот и мы этим "обтанцовыванием смерти" занимаемся: почти все иноагенты лишились работы, родины. Относиться к этому иронически – нормально, это способ лишний раз показать, что ничего вы с нами не сделаете.".

По словам Георгия Урушадзе, "иноагентская" игра активно продается и скоро будут печатать ее новый тираж. Авторский гонорар пойдет на помощь российским политзаключенным.