В Израиле умер бывший советский политзаключенный Эдуард Кузнецов

В Израиле на 86-м году жизни умер советский диссидент и писатель Эдуард Кузнецов. Он был одним из самых известных советских политзаключенных, а в 1980-х годах он работал редактором Радио Свобода.

Эдуард Кузнецов родился в 1939 году в Москве, в 1960 году Кузнецов поступил на философский факультет МГУ, участвовал в поэтических чтениях на площади Маяковского в Москве и организации подпольных выставок художников-нонконформистов. На втором курсе был арестован за распространение самиздата и осужден на семь лет колонии.

После освобождения в 1968 году Кузнецов и его жена Сильва Залмансон "неоднократно пытались выехать в Израиль официальным путем, но либо им отказывал ОВИР, либо на работе не выдавали характеристики, без которой ОВИР не принимает заявление". С подобной проблемой сталкивались многие советские евреи. В конце 1960-х в стране возникло неофициальное движение за право на эмиграцию, его участников стали называть "отказниками".

В 1970 году Кузнецов и Залмансон примкнули к другим отчаявшимся "отказникам", которые решились угнать самолет. Всего группа насчитывала 16 человек. Управлять самолетом должен был бывший военный летчик Марк Дымшиц. По плану, разработанному заговорщиками, они должны были захватить Ан-2 в аэропорту Приозерска в Ленинградской области, на малой высоте пересечь границу с Финляндией и улететь в Швецию.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Угнать самолет за 60 секунд — как диссиденты в 70-м бежали в Израиль. Показываем фильм дочери лидеров "банды"

15 июня 1970 года участников несостоявшегося захвата задержали у трапа самолета в Приозерске. В декабре того же года в Ленинградском городском суде состоялся открытый процесс, вошедший в историю как "самолетное дело". В суде Кузнецов не стал отрицать фактическую сторону обвинения и подтвердил, что, готовясь к побегу из СССР, смастерил кастет. При этом он отказался признавать себя виновным и подробно объяснил мотивы своего поступка. Он рассказал, что при получении паспорта в 16 лет мать уговорила его "записаться русским" (евреем был его покойный отец): "Мне тогда было просто все равно. В лагере для меня впервые встал этот вопрос. После выхода просил записать меня евреем, но мне отказали".

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Московскую Хельсинкскую группу ликвидировали за то, что работала не только в Москве. Что нужно знать об этом деле и о самой МХГ

"Не считаете, что антисемитизм порожден сионизмом?" – спросил Кузнецова прокурор. "Сионизм существует с XIX века, а антисемитизм – вечно. Разве вам это неизвестно?" – ответил подсудимый.

Кузнецова и Дымшица приговорили к высшей мере наказания, расстрелу; другим подсудимым назначили сроки от 4 до 15 лет заключения. Приговор был встречен аплодисментами "общественности", собранной в зал суда.

"Ленинградское самолетное дело" вызвало широкий резонанс за рубежом. Спустя несколько недель, 30 декабря, Верховный суд РСФСР в кассации заменил смертную казнь на 15 лет заключения, причем осужденного Дымшица отправили в колонию строгого, а "особо опасного рецидивиста" Кузнецова – особого режима.

В 1976 году в тюремной больнице в Мордовии Эдуард Кузнецов встретил украинского националиста Вячеслава Черновола. Вместе они составили рукописный документ, получившего затем широкое хождение в местах лишения свободы – анонимную декларацию советских политзаключенных, которые требовали признать их особый статус и не приравнивать к "уголовникам".

"Политзаключенным является всякий, лишенный свободы за убеждения или деяние, совершенное с политическими целями, а равно всякий, лишенный государством свободы в своих политических целях", – писали Кузнецов и Черновол. Их рукопись стала программой крупнейшей акции неповиновения заключенных в послевоенном СССР, которая получила название "100 дней борьбы за статус политзаключенного". 21 апреля 1977 года в нескольких лагерях одновременно около 60 человек сорвали номерные нашивки с бушлатов и пошли в столовую вне строя, не останавливаясь при виде охраны.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Бывший замгенпрокурора Украины заявил, что лидера Народного Руха Черновола "убили четырьмя ударами кастета в область головы"

В 1979-м Кузнецова, Дымшица и еще нескольких осужденных советских инакомыслящих обменяли на двух провалившихся агентов внешней разведки КГБ, работавших в ООН.

После обмена Эдуард Кузнецов поселился в Израиле, работал в местной русскоязычной прессе. В 1983–1990 годах был редактором Радио Свобода. В 1991 году возглавил израильскую газету на русском языке "Время", позже основал газету "Вести". На русском языке опубликованы его дневники, две книги мемуаров – "Мордовский марафон" и "Русский роман" и множество статей.