Госдума в окончательном, третьем чтении приняла поправки в Уголовно-процессуальный кодекс России, которые запрещают помещать в СИЗО и безосновательно продлевать эту меру пресечения подозреваемым в экономических преступлениях глав корпораций и индивидуальных предпринимателей без активных действий следствия.
Так срок ареста подозреваемого будет определяться исходя из расчетов необходимого для следствия времени. Следователи будут обязаны предоставить план по расследованию дела. Если суд посчитает, что следователи запросили большее количество времени для сбора доказательств, он имеет право назначить меньший срок ареста или более мягкую меру пресечения.
Также для того, чтобы продлить меру пресечения, следователям придется предоставить отчет о проделанных следствием действий. В случае если следствие не успело собрать достаточно доказательств вины, следователи будут обязаны объяснить, почему они не справились с ранее поставленной задачей. Если их доводы будут неубедительными, суд должен отпускать подозреваемых. Так, следователи не смогут оставлять под стражей подозреваемых, пользуясь одними и теми же доводами.
"Чтобы не блокировать работу предприятия на период следствия и не создавать тем самым угрозы бизнесу и как следствие потери рабочих мест, по целому ряду распространенных "экономических статей" запрещается помещать в следственный изолятор директоров компаний и индивидуальных предпринимателей", – говорил председатель Госдумы Вячеслав Володин.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Угрозы сроками от 10 лет и самооговор. Как используют статью 210 для давления на бизнес
Закон подготовил Верховный суд России по поручению президента Владимира Путина. Сейчас закон переходит на рассмотрение Совета Федерации. Если он его одобрит, то его должен будет подписать президент.
Сегодня закон не разрешает держать под стражей бизнесменов, подозреваемых в экономических преступлениях, больше года, если дело не движется. Но на практике так происходит не всегда.
Российский бизнес-омбудсмен Борис Титов неоднократно говорил о том, что налоговая система и система ведения бизнеса в стране сделали его невыгодным и вынудили множество компаний использовать офшоры и не всегда легальные схемы. В начале 2018-го он также составил список из 16 бизнесменов, которые уехали из России из-за, по их мнению, незаконного преследования.