"Крымский СМЕРШ". Как на аннексированном Россией полуострове работает система доносов на "неблагонадежных предателей родины"

Фото активистки украинского движения сопротивления "Желтая Лента", Евпатория, Крым

В аннексированном Россией Крыму работает система доносов на "неблагонадежных" жителей через специально созданный телеграм-канал. В нем публикуют жалобы на крымчан, которые пишут антивоенные или проукраинские публикации в интернете, высказываются в поддержку Украины или осуждают войну, поют и слушают украинские песен, танцуют под Верку Сердючку, демонстрируют украинскую или антивоенную символику и даже делают татуировки с картой Украины с Крымом в ее составе.

"Нарушителей", на которых доносят в канале, часто заставляют записывать видео с извинениями. Радио Свобода рассказывает подробности того, как работает система таких доносов.

"Покаяние" на камеру за сине-желтый маникюр

Крымчанин Глеб Малков 25 августа 2023 года пришел к памятнику адмиралу Федоту Клокачеву в аннексированном Севастополе. Накануне рядом с монументом возник стихийный мемориал, посвященный погибшим в авиакатастрофе руководителям ЧВК "Вагнер" Евгению Пригожину и Дмитрию Уткину.

Малков пнул портреты Пригожина и Уткина и наступил на российский флаг. Через несколько дней молодого человека задержала российская полиция и завела на него уголовное дело по статье о надругательстве над государственным флагом. Также на Малкова составили административные протоколы за мелкое хулиганство и за "дискредитацию" российской армии. После этого Малкова заставили записать видео, на котором он извиняется за свои действия.

Екатерина Осипова из Севастополя – другая жертва политики публичных извинений за поддержку Украины. Женщина опубликовала в своем инстаграме несколько фотографий с предметами сине-желтых цветов. Среди них были, например, надувные подушки и трубочки для коктейлей. На одном снимке у девушки виден маникюр в цветах украинского флага.

Десятого ноября Осиповой пришлось записать ролик с извинениями за публикацию таких фотографий, где она сказала, что снимки были сделаны "давно и на эмоциях".

Максим Глебов, студент-филолог из Симферополя, отправил письмо со словами поддержки в адрес бывшего депутата Верховной рады Украины Ирины Фарион. В послании, написанном на украинском языке, Глебов назвал Фарион "лучом света во тьме оккупации". Экс-депутат опубликовала в своем телеграм-канале скриншот этого письма, но не закрыла имя и фамилию отправителя. Из-за этого Глебова быстро вычислили российские силовики и также заставили его записать видеоролик с "раскаянием".

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Российский суд в аннексированном Крыму приговорил местного жителя к полутора годам колонии по делу о повторной "дискредитации" армии РФ

Часто "раскаявшиеся" соглашаются на публичные извинения в надежде, что на них не заведут дело и все обойдется административным протоколом и небольшим штрафом, а не открытием уголовного производства. Так было с активисткой движения "Желтая лента" Виолеттой Столяровой. Ее задержали весной 2023 года за распространение украинской символики в аннексированном Севастополе. На женщину завели уголовное дело о вандализме по политическим мотивам. Столяровой удалось покинуть подконтрольную России территорию, но перед этим ей пришлось снять видеоизвинение.

Традиционно видеоизвинениями "провинившихся" прославился другой регион, Чечня. Однако сегодня ситуация изменилась: на аннексированный Россией полуостров приходится уже две трети всех покаянных видеообращений, появившихся в публичном доступе с начала полномасштабного вторжения. В Крыму люди извинялись на камеру по меньшей мере 115 раз.

Большинство подобных извинений записаны в помещениях, похожих на кабинет в отделении полиции, как правило, на фоне российского флага. Все ролики сделаны по одному шаблону: человек представляется, а потом читает подготовленный силовиками покаянный текст.

Теннисный мячик с надписью в поддержку ВСУ в Феодосии, акция движения "Желтая лента"

Извиниться или уехать

Чуть ли не единственный способ избежать извинений на камеру – это как можно скорее уехать из аннексированного Крыма и из России. Именно так поступил крымчанин Артем. В сентябре 2022 года в компании друзей он пел песни под гитару, в том числе на украинском языке, в центре Севастополя. Вскоре после этого молодого человека вызвали на "беседу" в Центр по противодействию экстремизму (так называемый Центр "Э") при управлении российского МВД по Севастополю. Он взял с собой адвоката.

"Беседа длилась несколько часов, следователи менялись, по очереди спрашивали меня в подробностях о моих друзьях, о моих песнях, что я поддерживаю и что не поддерживаю. Адвокат их постоянно осаживал, а то бы меня прессовали сильнее, – рассказал Артем. – Потом вызвали на разговор адвоката. Он сказал, что меня отпустят, но требуют извинений. Нужно было сказать, что я поддерживаю президента Путина, что я поддерживаю спецоперацию (так в России называют войну против Украины), что я не хотел никого обидеть своей песней".

"Естественно, я ему сказал, что без вариантов – я этого делать не буду. Адвокат объяснил мне, что я могу отказаться, но полиция от меня не отстанет: начнутся обыски, изъятие техники, они продолжат под меня копать, давить и искать любой повод, чтобы меня привлечь к ответственности, – пересказывает этот разговор Артем. – Он сказал, что они "заряжены" на эту тему: им все это нужно, чтобы заполнить отчеты и поймать минуту славы".

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: "Возврат к репрессивной системе послесталинского времени". Член совета "Мемориала" – о приговорах за "фейки" и арестах журналистов в РФ

Артем понял, что лучшим выходом из ситуации будет отъезд с аннексированного полуострова. Молодой человек не исключает, что, скорее всего, стал жертвой доноса.

Увольнение за антивоенную позицию

Крымчанам, которые были уличены в антивоенной позиции и при этом не покинули полуостров, грозит не только суд, штраф и публичные извинения. Иногда дело заканчивается увольнением с работы. Так, например, поступили с преподавателем Белогорского технологического техникума Андреем Белозеровым. На него завели два административных и одно уголовное дело – за "дискредитацию российской армии и демонстрацию нацистской символики".

Андрей Белозеров

Похожая судьба постигла Олега Нетягу, начальника планово-экономического отдела Крымского содового завода в Красноперекопске: его оштрафовали за "дискредитацию" российских вооруженных сил. По словам Олега, начальство заставило его уволиться, после того как "дискредитирующее" видео разлетелось по интернету.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Российский суд в аннексированном Крыму приговорил местного жителя к полутора годам колонии по делу о повторной "дискредитации" армии РФ

Как работает "Крымский СМЕРШ"

Находить и изобличать "нарушителей" силовикам помогает действующая на полуострове сеть добровольных доносчиков. Информацию о крымчанах, выступающих против войны и поддерживающих Украину, они либо передают российской полиции, либо публикуют в специально для этого созданных телеграм-каналах.

Один из самых популярных ресурсов – "Крымский Смерш". Канал позиционирует себя как "реестр русофобов, укронацистов и предателей Родины". Сейчас на него подписаны 104 тысячи человек. Во всех приведенных выше случаях преследование крымчан началось после того, как информация о них появилась в канале.

"Прошу публикации в данной группе расценивать как официальные обращения в правоохранительные органы", – говорится в описании канала. Его организаторы, публикуя информацию о "нарушителях", открыто заявляют, что рассчитывают не только на "возмездие" со стороны полиции и ФСБ, но и на волну "народного гнева". Они публикуют личные данные и ссылки на соцсети крымчан, протестующих против войны – чтобы те становились объектами травли. Часто в таких записях содержатся оскорбления и прямые призывы к насилию.

Ведет канал 42-летний Александр Талипов, крымский блогер и общественный активист. В нулевые Талипов служил в Государственной пограничной службе Украины. В 2014 году он поддержал аннексию Крыма и стал советником Михаила Шеремета – первого вице-премьера в назначенном российском правительстве оккупированного Крыма. После начала полномасштабного вторжения Талипов создал телеграм-канал, который стал агрегатором доносов.

Активисты движения "Желтая лента" распространили проукраинские листовки в Севастополе, 22 февраля 2023 года

Мониторинг и доносы

Судя по статистике судебных решений, российские силовики узнают о крымчанах с антивоенной позицией двумя способами. Первый – это самостоятельный мониторинг: силовики ищут в социальных сетях антивоенные посты по ключевым словам, читают комментарии к новостям и публикациям, следят за дискуссиями в местных чатах. Второй, гораздо более легкий путь – доносы.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: "Агентство": власти Белгородской области сообщили о запуске чат-бота ФСБ в телеграме для доносов на людей с "антироссийскими настроениями"

Подсчитать, сколько человек пострадали по наводке "смершевцев", невозможно. Но всего за полтора года фигурантами административных дел о дискредитации российской армии стали 472 жителя полуострова, подсчитала правозащитная инициатива "Крымский процесс".

По словам правозащитников, отстоять невиновность и защитить себя от подобных доносов практически невозможно. Подконтрольные российским властям судьи, по их данным, просто не желают допрашивать свидетелей, изучать доказательства или иным образом проверять достоверность утверждений, содержащихся в протоколах, которые российская полиция составляет по своему усмотрению.

По данным проекта "ОВД-инфо", аннексированный Крымский полуостров уже стал одним из лидеров по числу административных дел о "дискредитации" российской армии. По состоянию на 19 октября на жителей Крыма и Севастополя составили 543 протокола. Среди регионов России и незаконно захваченных российской армией украинских территорий Крым и Севастополь уступают по этому показателю только Москве (980 протоколов).

В марте 2014 года Россия аннексировала украинский полуостров Крым. Международные организации признали аннексию Крыма незаконной и осудили действия России, страны Запада ввели против нее экономические санкции. Кремль отрицает аннексию полуострова и называет это "восстановлением исторической справедливости".

Материал полностью можно прочитать на сайте Радио Свобода.