"Писателей не обвиняли в терроризме со времен Большого террора". Что известно о деле против Бориса Акунина

Борис Акунин

18 декабря Бориса Акунина внесли в реестр "террористов и экстремистов" Росфинмониторинга и возбудили против него уголовное дело по двум статьям – "оправдание терроризма" и распространение "фейков" об армии России. Несколькими днями ранее прокремлевские пранкеры Вован и Лексус опубликовали разговор с Акуниным, в котором он говорит, что поддерживает Украину. Настоящее Время рассказывает, что известно о деле против писателя.

Издательства и магазины в России приостановили продажу книг Акунина после пранка Вована и Лексуса

14 декабря одно из крупнейших российских издательств АСТ заявило, что приостановит выпуск и продажу книг российских писателей Бориса Акунина и Дмитрия Быкова. "Публичные заявления писателей, которые вызвали широкий общественный резонанс, требуют правовой оценки. До прояснения ситуации выпуск и отгрузки книг возобновлены не будут", – сообщил Павел Гришков, генеральный директор издательства.

Гришков не уточнил, о каких именно заявлениях писателей идет речь, но ранее в тот же день прокремлевские пранкеры Вован и Лексус опубликовали у себя в блоге разговоры с Быковым и Акуниным. Во время провокации они представились президентом Украины Владимиром Зеленским и экс-министром культуры и информационной политики Украины Александром Ткаченко. Непосредственно во время разговора Акунин сказал, что поддерживает Украину и организовал сбор средств на помощь стране.

Сеть книжных магазинов "Читай-город – Буквоед" также остановила продажи книг Акунина и Быкова: "Непосредственное изъятие тиражей с полок займет определенное время. Решение обусловлено недавними высказываниями писателей, которые получили широкую огласку в СМИ. С нашей стороны направлен запрос в издательство и независимым юристам на правовую оценку ситуации", – сказано в заявлении сети.

Компания "ЛитРес", включающая в себя сервисы "Литрес", "Литрес Подписка" и MyBook (на этих площадках распространяются электронные книги, аудиокниги и другой контент), также заявила о приостановке продаж книг Акунина и Быкова, объяснив свое решение так: "Решение принято в связи с заявлениями писателей, опубликованными в СМИ. Данные высказывания требуют правовой оценки, так как могут противоречить законам и нормам Российской Федерации, в соответствии с которыми работает группа компаний "ЛитРес". Ожидаем результатов юридической экспертизы для принятия дальнейших решений". Авторы обращения от имени сервиса добавили, что пользователи, купившие книги до 15 декабря, будут иметь к ним доступ в личном кабинете.

Другие представители книжной индустрии анонимно сообщили "Медузе", что решение АСТ по писателям "стало сюрпризом". "Пошла [новая] волна [запретов]", – сказал один из них.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: "Бесполезно запрещать книги". Почему в России не будут печатать Акунина и Быкова – комментирует издатель Георгий Урушадзе

"Дорогие российские читатели, похоже, мы расстаемся"

Узнав о прекращении продаж книг, Акунин написал: "Дорогие российские читатели, похоже, мы с вами расстаемся. Когда началась война, меня многие уговаривали перестать выпускать книги в стране-агрессоре. Моя позиция была такая: со своими читателями по собственной воле я не расстанусь; я разделяю плохое государство РФ и хорошую страну Россию. При этом в общественном поле я буду говорить и писать то, что считаю правильным.Так я себя и вел. Комментировать провокацию, которую устроили путинские "воры на доверии", я не собирался. Писателя обмануть – достижение невеликое. Уж что-то, а обманывать эта шушера умеет". Сам Акунин живет за пределами России с 2014 года.

Литературный критик Галина Юзефович написала о случившемся так: "Решение о снятии с продаж Быкова и Акунина было принято под давлением – скорее всего, прямым и непосредственным. То есть дело не в каком-то там абстрактном "народном гневе", а скорее в звонке из администрации президента. А это значит, что окошко относительной издательской незаметности и в силу этого независимости схлопывается, и шкурку, похоже, снимать все равно придется – наверное, не всю и не разом, но тем не менее".

Против Акунина возбудили уголовное дело и внесли в список "террористов и экстремистов"

Спустя несколько дней история получила продолжение – 18 декабря Росфинмониторинг внес писателя в реестр "террористов и экстремистов" под его настоящим именем Григорий Шалвович Чхартишвили. В каком именно статусе находится Акунин – в статусе "экстремиста" или "террориста" – пока неясно. Также напротив его имени поставили звездочку. В пояснении "Российской газеты" сказано: это означает, что в отношении Акунина "имеются сведения о его причастности к терроризму".

В этот же день "Интерфакс" сообщил, что на писателя завели уголовное дело о "дискредитации" армии РФ (статья 280.3 УК РФ). Однако РИА Новости написали, ссылаясь на пресс службу СК РФ, что в отношении писателя возбуждено уголовное дело по другим статьям – о "фейках" об армии (статья 207.3 УК РФ) и о публичном "оправдании терроризма" (статья 205.2 УК РФ).

Сам Акунин на это отреагировал так: "Вроде бы мелкое событие, запрет книг, объявление какого-то там писателя террористом, на самом деле – важная веха. Книг в России не запрещали с советских времен. Писателей не обвиняли в терроризме со времен Большого террора. Это не дурной сон, это происходит с Россией наяву, на самом деле". Россию он назвал "несчастной родиной, попавшей под власть преступников".

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: От спектакля Беркович до репоста в группе "граждан СССР". Кого и за что в России обвиняют в "оправдании терроризма"

Реакция российских представителей власти

Депутат Госдумы Андрей Гурулев от партии "Единая Россия", выступая на шоу Владимира Соловьева "Полный контакт", заявил, что Акунина нужно уничтожить: "Кто такой Акунин? Враг! И мы уже про это говорили, что враг должен быть уничтожен. <...> Его не должно быть на этом свете. Только так, наверное, наша страна выживет".

Источники "Медузы", близкие к администрации президента России, рассказали, что раньше Кремль и Минкультуры хотели, чтобы "умеренные" деятели культуры, которые уехали из страны после полномасштабного вторжения России в Украину, но не делали громких антивоенных заявлений, вернулись обратно. В одной из предыдущих публикаций "Медуза" рассказывала, что в России действует "система покаяний": артисты, ранее выступавшие против войны, могли попросить прощения у Кремля и получить разрешение на работу. Эффективно "покаяться" можно, поехав на Донбасс или начав помогать пострадавшим на войне детям.

Журналистки "Медузы" подробно рассказывали в эфире Настоящего Времени, как работает в России такая система "покаяний" для деятелей культуры:

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Журналистки "Медузы" – о "покаянии" российских артистов, ранее выступавших против войны с Украиной

И если ранее на российских писателей заводили уголовные дела "точечно" – так, например, на писателя Дмитрия Глуховского в 2022 году возбудили уголовное дело за "фейки" про российскую армию и заочно приговорили к восьми годам колонии, – то сейчас, заявил один из собеседников "Медузы" в АП, в отношении писателей позиция скорректирована и Кремль "настоятельно просит" издательства отказаться публиковать и продавать книги "иностранных агентов" и авторов, которые критикуют власть. Также "Медуза" сообщила, что Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента России, сказал, что издательствам "вряд ли надо что-то рекомендовать" в отношении Бориса Акунина "после того, что было сказано": "Пранк организовали два джентльмена, которые этим занимаются. Но важно не кто организовал, а что было сказано – это и привело к решениям, которые были приняты".

Депутат от "Единой России" Ольга Занко призвала, помимо возбуждения уголовного дела, признать Акунина "иностранным агентом" и сообщила, что уже отправила "соответствующий депутатский запрос".

"Раньше я жалел театры, теперь буду жалеть и издателей"

Более года назад, в октябре 2022 года, Борис Акунин сообщал, что Российский академический молодежный театр в Москве, а также Александринский театр в Санкт-Петербурге убрали его имя с афиш спектаклей по произведениям писателя: "Названия пьес остались, но вместо автора – пустота, – писал тогда Акунин. – Я, признаюсь, сначала расхохотался, потому что идея афиши без имени показалась мне очень смешной. "Слова народные". Но Алексею Владимировичу (Бородину, художественному руководителю театра РАМТ) было явно не до смеха, и я ответил: "Поступайте, как для вас лучше".

После того как издательства сняли с выпуска и продажи в России книги писателя, он написал в своем телеграм-канале: "Раньше я жалел театры, которых заставили снять с афиш мое имя, теперь буду жалеть еще и издателей. Им трудно, а будет еще трудней. Времена свободного книгоиздания в РФ, видимо, закончились. Но сейчас, слава богу, не советские времена – во всяком случае в большом мире".

Вечером 18 декабря стало известно, что в Московском губернском театре отменили четыре показа спектакля "Приключения Фандорина" по книге Бориса Акунина, а страница, посвященная постановке, исчезла с сайта театра и с сайта его художественного руководителя Сергея Безрукова.