Стало известно, какие документы были подписаны в Минске 11 марта на заседании трехсторонней контактной группы по урегулированию конфликта на Донбассе. Авторитетное украинское издание "Зеркало недели" со ссылкой на источник в контактной группе опубликовало "Решение о создании Консультативного совета". Там 11 пунктов, в одном из них говорится: "В состав совета входят с правом решающего голоса 10 представителей от Украины, 10 представителей от отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины, а также по одному представителю с правом совещательного голоса от ОБСЕ, Российской Федерации, Федеративной Республики Германия, Французской Республики".
Главный редактор издания "Цензор.НЕТ", политический обозреватель Юрий Бутусов в эфире Настоящего Времени объяснил, почему подписание этих документов вызвало в Украине возмущение.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
— В ленте фейсбука видела, что вы находились возле офиса президента [в Киеве], и там были файеры, какие-то протесты. Что происходило?
— Был митинг, который организовала партия "Голос". Были депутаты этой фракции, был Святослав Вакарчук. Были лозунги, резко критикующие создание Консультативного совета и переговоры, новую формулу переговоров, дополнительный элемент, который планируется ввести, который подписан в Минске.
Выступал Святослав Вакарчук, после его выступления были зажжены файеры. Это, конечно, не вязалось раньше с образом этой партии, она всегда такой была подчеркнуто парламентской, дискуссионного такого типа. И вот здесь уже, после этих событий сегодня неожиданно впервые "Голос" организовал митинг, и впервые на этом митинге показали более действенный формат его проведения, который как-то с их имиджем раньше не ассоциировался.
— Вы назвали сегодня произошедшее государственной изменой. Почему?
— Дело в том, что абсолютно тайно, кулуарно, без уведомления Министерства иностранных дел, без информирования профильных комитетов Верховной Рады подписан новый документ о создании нового органа, который должен быть включен в формат Минских переговоров. Это неожиданный формат, много лет ничего подобного не было.
Согласно тексту этого документа о Консультативном совете, – который, подчеркиваю, не был опубликован, это результат утечки информации, которая поступила в издание "Зеркало недели", – создается некий Консультативный совет. В Консультативный совет войдут представители Украины – и представители Луганской и Донецкой областей Украины. А также представитель – один – Российской Федерации, представитель ОБСЕ, Франции, Германии и так далее.
Поэтому, естественно, возникает вопрос: кто же эти представители "других районов" Украины? Кто они такие? Потому что мы не знаем, что в это понятие входит. А Российская Федерация – такой же наблюдатель в этом процессе, как Франция с Германией и ОБСЕ.
— Очевидно, что речь идет о представителях этих псевдореспублик. Почему вы выступаете за то, что нельзя садиться за прямые переговоры?
— Я сегодня имел возможность высказать свою позицию в том числе тем людям, которые принимали такие решения. Я сказал, что невозможно приступать ни к каким дальнейшим шагам, ни к каким новым схемам, пока нет дорожной карты – куда мы придем. Весь минус Минска, который критиковал сам Зеленский, заключается в том, что нет последовательности действий. Есть набор действий, но последовательность действий в достижении мира не определена. Поэтому каким образом можно предпринимать какие-то отдельные новые шаги, если мы не знаем, чем это закончится?
— Какая цель у него? Я имею в виду Зеленского. Или [Андрея] Ермака, который "благословил" это подписание.
— Финальная цель та, которая озвучивалась всегда раньше: достижение мира. Но я, например, говорил и повторяю, говорил и сегодня представителям некоторым власти: посмотрите, у вас мирным процессом руководит господин Морель. Бывший посол Франции в Российской Федерации, который был посредником на переговорах в Молдове, которые закончились подписанием акта о независимости Приднестровья и фактической оккупацией, признанием Молдовой фактической оккупации Приднестровья. Был посредником на переговорах в Грузии – что закончилось фактическим отторжением Абхазии и Южной Осетии, и сейчас там большая напряженность на границе, постоянная точка для беспокойства, линия беспокойства. Был посредником, послом ОБСЕ в Нагорном Карабахе и Армении – где опять-таки нет никакого состояния [мира], 10 марта на карабахском фронте погиб армянский солдат.
То есть мы видим, что есть господин Морель, специалист по "замороженным конфликтам", которые выгодны гораздо больше Российской Федерации, чем тем странам, за счет которых эти конфликты он как бы помогает урегулировать.
Нет ли угрозы в этом? Ну конечно, она есть. И отсутствие дорожной карты снова окунает нас в то, что Украина сама, в одностороннем порядке проводит какие-то инициативные действия по урегулированию – а фактически помогает легитимизации неизвестно кого с той стороны, кого нам пошлет Россия в виде "переговорщиков". Мы не знаем кого: может быть, каких-то полевых командиров этих боевиков, каких-то известных террористов. То есть все это вообще похоронит эту идею сразу.
Мы не должны, по моему убеждению, предпринимать какие-либо действия, если мы не знаем, каков будет финал.
— К этому разговору мы просили присоединиться депутатов от "Слуги народа", депутат Никита Потураев даже согласился, но не вышел на связь к эфиру, потому что, видимо, было некое собрание и руководитель офиса президента Андрей Ермак пояснял свою позицию фракции.
— До сих пор они там находятся, в офисе президента. Группа депутатов от "Слуги народа". И с ними ведут разъяснительную работу.