Комик без улыбки: Биллу Мюррею исполнилось 70 лет

Билл Мюррей родился в Эванстоне, штат Иллинойс, 21 сентября 1950 года. Он был пятым из девяти детей в католической ирландской семье. Трое из его братьев, Джон, Джоэль и Брайан, также стали актерами.

Жизнь Билла разворачивалась как в кино: он не интересовался учебой, влипал в неприятности с полицией, вылетел из колледжа после дурацкой шутки о бомбе в своем багаже в аэропорту. Переехав в Чикаго после отчисления, Билл прибился к знаменитой комедийной труппе Second City. Там он подружился с Гарольдом Рамисом, у которого снялся впоследствии в 6 фильмах, в том числе в "Дне сурка".

Мюррей остается одним из главных чудаков Голливуда. В отличие от других кинозвезд у него нет своего агента: он просто использует отдельный телефонный номер, на котором всегда включен автоответчик. Считается, что именно поэтому Мюррей упустил роли в фильмах "Кто подставил кролика Роджера" и "Чарли и шоколадная фабрика", а также не озвучил Салли из "Корпорации монстров".

Рассказываем о главных актерских достижениях Мюррея.

"Тутси" (Сидни Поллак, 1982)

Главный герой – Майкл Дорси (Дастин Хофман), талантливый актер, который проваливает все кастинги из-за скверного характера. Его друг и сосед, драматург Джефф Слейтер (Мюррей) безуспешно пытается поставить свою пьесу. Вместе они страдают от безденежья, подрабатывая в кафе. Чтобы заработать немного денег, Майкл решает получить женскую роль в сериале и, изрядно загримировавшись, под именем Дороти Майклс проходит пробы. Что, конечно же, приводит к десяткам курьезных ситуаций.

Хофман без преувеличения гениален в роли Майкла/Дороти/Кимберли. Но его экспрессивной игре Мюррей противопоставляет красноречивую сдержанность: в самых странных и забавных ситуациях он сохраняет самурайское спокойствие, даже когда произносит фразы наподобие "За это ты будешь гореть в аду". Его герой никогда не повышает голос, не делает ни единого лишнего жеста, но каждый эпизод с его участием – комедия высочайшей пробы. Мюррею достаточно еле заметного движения лицевых мускулов или брошенного между прочим взгляда, чтобы полностью подчинить сцену себе.

Конечно, критика, зрители, а главное, продюсеры не могли не запомнить столь талантливого наследника Бастера Китона. Фильм "Тутси" занимает второе место в списке "100 самых смешных фильмов XX века" по версии Американского института кинематографии, уступив картине "В джазе только девушки".

«Охотники за привидениями» (Айван Райтман, 1984)

"Охотники за привидениями" начинаются с того, что главный герой, доктор парапсихологии Питер Венкман, бьет током студента, невпопад отвечающего на его вопросы, а симпатичную девушку, напротив, хвалит, хотя ошибается она не меньше. Питер – ловелас, пройдоха и наглец, и только у Мюррея такой по сюжету малосимпатичный персонаж мог получиться едва ли не воплощением добра и справедливости.

По сюжету трое молодых ученых, слишком увлеченных паранормальными явлениями, теряют работу в университете. Не найдя поддержки и понимания у научного сообщества, они открывают собственное дело – службу по охоте на привидений. Бизнес оказывается востребован: внезапно Нью-Йорк охватывает необычайная паранормальная активность.

Режиссер Айван Райтман дал полную свободу самовыражения Мюррею, и в фильме актер много и охотно импровизировал, сочетая присущую ему в самых диких ситуациях невозмутимость с воздушной легкостью во всем – от интонаций до жестов. В итоге и запоминается более других: образцовый охотник за привидениями, сам похожий на озорного духа.

"День сурка" (Гарольд Рамис, 1993)

Мюррей играет не совсем типичного для себя персонажа. Популярный ведущий прогноза погоды Фил Коннорс – циник, мизантроп и сноб, утомленный своей работой и всем человечеством в целом. Он приезжает в городок Панксатони (реально существующий, но снятый в Вудстоке) на ритуал пробуждения сурка, который предсказывает весну, но воспринимает поездку как потерю времени, а окружающих – как ходячие проблемы. Реальность жестоко мстит телезвезде, заключая его в день 2 февраля, который повторяется снова и снова.

Эта картина – бенефис Мюррея. Пожалуй, ни до, ни после его дарование не раскрывалось в таком богатстве оттенков. Он смешит зрителя до упаду без малейших усилий. А на протяжении фильма его персонаж меняется настолько, что из непробиваемого циника он превращается в человека, полного сострадания, искренности, любви и готовности умереть за другого.

Несмотря на зрительский успех, критики не сразу оценили фильм по достоинству, и Мюррей остался без значительных наград. Но сегодня картина считается классикой, а словосочетание "День сурка" стало нарицательным.

"Трудности перевода" (София Коппола, 2003)

Для Софии Копполы "Трудности перевода" стали важным шансом реабилитироваться после сдержанной реакции на ее режиссерский дебют "Девственницы-самоубийцы". Она сразу сделала ставку на Мюррея, заявив, что без него съемок не будет. Актер раздумывал чуть ли не полгода, после чего все-таки согласился.

Мюррей практически играет себя – немолодого знаменитого артиста по имени Боб Харрис, который приезжает в Токио ради съемок рекламного ролика виски. В одной гостинице с Бобом проживает вчерашняя студентка Шарлотта (Скарлетт Йоханссон), приехавшая в Японию с мужем-фотографом. Шарлотта почти не видит своего мужа, который большую часть времени проводит на работе. Боб, со своей стороны, переживает кризис среднего возраста и усталость от 25-летнего брака.

Казалось бы, экспозиция – банальнее не придумаешь. Немолодая знаменитость, юная красавица, бессонница из-за смены поясов, ночной Токио. Но Коппола, создав между героями чувственное напряжение, до самого конца фильма удерживает их на грани, создает вокруг них пьянящий флер недосказанности, чем делает "Трудности перевода" захватывающими не менее любого триллера. Мюррей здесь работает с особой мягкостью, даже интеллигентностью, необходимой именно для такого развития истории. Как заметил один из критиков после премьеры: "Мюррей все еще может сделать гораздо больше просто поднятой бровью, чем кто-либо со времен Граучо Маркса".

В результате Американская киноакадемия наконец-то отметила мастера давно заслуженной номинацией на "Оскар". "Золотой глобус" оказался щедрее и вручил приз в номинации "Лучшая мужская роль в комедии или мюзикле".

"Сломанные цветы" (Джим Джармуш, 2005)

Мюррей играет пожилого ловеласа Дона, который получает анонимное письмо от одной из бывших любовниц о том, что якобы он уже 20 лет имеет сына. После некоторых колебаний Дон составляет список женщин, с которыми был тогда близок, и отправляется в путешествие по своему запутанному прошлому. Он делает множество не всегда приятных открытий – как о себе, так и о своих дамах, каждая из которых имеет странные привычки в быту и поведении. Но ребенок есть только у одной – дочка.

Так и остается непонятным – то ли на самом деле у старого, но все еще эффектного Дона имеется продолжение в веках, то ли письмо было лишь местью обманутой подружки. И отныне он обречен бросаться к любому юноше – не тот ли?

Финал, где Дон стоит в одиночестве на пустом перекрестке, придает сюжету впечатляющую завершенность: как и мифологический Дон Жуан, он бросил вызов небесам, но небеса его просто проигнорировали. Для Мюррея эта роль, возможно, самая трагическая в его фильмографии. И вновь – созданная все с той же утонченностью "поднятой брови".