В Белграде вечером 7 июля начались протесты в связи с намерением властей снова ввести карантинные ограничения из-за коронавируса. В последние дни число заболевших COVID-19 резко выросло: только 7 июля умерли 13 человек и было зарегистрировано 299 новых случаев заражения. В связи с этим президент Александр Вучич объявил о возвращении строгого карантина и комендантского часа – с закрытием предприятий и запретом собираться группами более пяти человек. Вучич отдельно подчеркнул, что ситуация в столице Сербии Белграде является критической и что больницы в городе почти заполнены.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
В ответ тысячи протестующих 7 июля наводнили центр Белграда. Они выразили несогласие с решением о возвращении карантина и требовали отставки Вучича и правительства.
Вечером они попытались ворваться в здание парламента – это удалось сделать нескольким протестующим, но их из здания вытеснил спецназ. У парламента полиция применила слезоточивый газ, чтобы разогнать толпу, в ответ полицию закидали камнями, бутылками и яйцами.
Еще одна группа протестующих пришла к зданию государственного телевидения, которое занимает проправительственную позицию. Там также произошли стычки с полицейскими.
Сербская полиция сообщила, что по итогам беспорядков 24 человека были задержаны и порядка 60 получили ранения, в том числе сотрудники полиции.
"Будьте готовы к комендантскому часу, который начнется в пятницу, 10 июля, возможно с 18:00, до понедельника 13 июля, до 5:00 утра, – объявил президент Вучич. – Лично я хотел бы, чтобы это было для всей Сербии".
По его словам, окончательные правила карантина в Сербии будут объявлены после совещания рабочей группы 8 июля.
"Мы должны защищать граждан, поэтому меня не волнуют политические реакции и протесты", – отдельно подчеркнул сербский президент.
Первоначально Вучич был противником строгого карантина, однако 15 марта все-таки объявил в стране чрезвычайное положение. Людям было запрещено выходить на улицы без веской причины, были закрыты многие предприятия. В целом карантин помог Сербии справиться с эпидемией: число зарегистрированных случаев всю весну оставалось относительно низким. Однако от него сильно пострадала экономика.
В начале мая законодатели объявили об отмене чрезвычайного положения, а 21 июня в стране прошли всеобщие выборы. Эксперты считают, что они также способствовали новой вспышке COVID-19.
Через две недели после выборов, 3 июля, в столице было введено чрезвычайное положение с обязательным ношением масок в общественном транспорте и закрытых помещениях.