"Конец этого беспредела и мракобесия не за горами": уволенный пресс-секретарь стачкома о будущем забастовки на "Беларуськалии"

Глеб Сандрос

Пресс-секретаря стачкома "Беларуськалия" Глеба Сандроса уволили 27 августа с должности оператора заправочных станций. По официальной версии, – за прогул без уважительных причин. Уведомление об увольнении Сандрос опубликовал у себя в фейсбуке.

"Засчитали в прогулы дни с прошлой среды, в которые я страйковал, как будто отгулы. Хотя страйком предупредил, что начал забастовку, потому что не выполняют наши требования. И главное – по закону невозможно уволить работника за прогулы, не спросив его объяснений. А меня не опрашивали, никто из моих руководителей даже не поинтересовался, почему меня не было на рабочем месте – и это нарушение закона. Потому я считаю увольнение незаконным, и если его не отменят, обращусь в суд", – рассказал Сандрос белорусской службе Радио Свобода.

В интервью Настоящему Времени пресс-секретарь стачкома рассказал, чего добились участники забастовки, как долго планируют ее вести и сколько человек принимают участие в стачках.

"Чуть более 20 человек – это активные участники стачки, которые каждый день отмечаются в списках. Может, еще есть десяток-другой людей, о которых нам, к сожалению, неизвестно. Они не отмечаются и не приходят на работу. Некоторые участники были вынуждены выехать за границу после попыток давления на них. Некоторые все-таки принимают участие по так называемой итальянской схеме. Насколько нам известно, на первом и втором рудоуправлении много таких работников. План на месяц сейчас сорван по выпуску калийных удобрений. Самые оптимистичные цифры – это 70% от плана. Скорее всего, будет даже меньше", – рассказал Сандрос.

Он добавил, что результатов, на которые организаторы надеялись, они не добились.

"К сожалению, в том формате и в том объеме, на который мы надеялись, – нет, потому что не было четкого плана действий, не было уверенности, не было у людей каких-то гарантий. Поэтому со стороны нанимателя и провластных профсоюзов оказывалось всяческое давление на людей, поэтому люди испугались. Понятное дело, что у многих семьи, кредиты, квартиры, машины и так далее. Но мне кажется, что какая-то вторая волна, в принципе, не за горами. Не нужно опускать руки. В первую очередь сама экономическая ситуация – падение курса рубля и вообще состояние белорусской экономики, которое уже задолго до всплеска рабочего движения скатывалось в бездну, – заставит людей задуматься и пересмотреть свое решение. Грубо говоря, когда в долларовом эквиваленте зарплаты тех же работников "Беларуськалия" превратятся в пыль, то они сами примкнут к нам. Также действия нанимателя в отношении активных участников стачки, мне кажется, пойдут им абсолютно не на руку, поскольку уже сейчас мы подаем документы – сведения, факты – о давлении, о репрессиях в международные организации, фонды, гражданские инициативы с просьбой принять всевозможные меры в отношении людей – начальства, топ-менеджмента предприятия, – которые решили пойти таким путем. Мне кажется, это будут какие-то персональные визовые санкции, насколько это может себе позволить Запад: Евросоюз, США. И, может быть, какие-то конкретные экономические рычаги воздействия: пересмотр контрактов или что-то в этом духе", – сказал он.

Официально, по словам Сандроса, других участников стачки пока не увольняли.

"У нас на предприятии пока что о том, что конкретно люди получили трудовые книжки на руки и уволены – [такого] пока что нет. Но то, что уведомления уже такие люди получили, – это факт", – сказал он.

Сандрос говорит, что его участники стачки считают, что их требования все же выполнят.

"К сожалению, у меня не было времени активно встречаться с другими своими коллегами, но возмущения есть даже среди тех, кого мне удалось повидать, тех, кто все-таки ходит на работу. Люди уже сказали, что профессиональный День шахтера, который будет в воскресенье, уже испорчен, что конец этого всего беспредела и мракобесия, он не за горами. Тут зависит все от нас уже. Настроение уже такое, позитивное. Оно все эти дни было, как кардиограмма, но сейчас просто убедились, что расстраиваться вообще бессмысленно. Надо держаться вместе, потому что только так мы можем победить", – сказал он.