"На Бакальчука попытаются повесить все проблемы, в том числе гибель людей". Что ждет Wildberries и его основателей после перестрелки?

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Какое будущее ждет Wildberries и его основателей после перестрелки в Москве?

В России продолжается борьба за крупнейший в стране маркетплейс Wildberries. После перестрелки 18 сентября в центре Москвы, в результате которой два человека погибли и семеро получили ранения, Следственный комитет предъявил обвинения в убийстве бизнесмену Владиславу Бакальчуку. Его задержали на 48 часов. Интернет-магазином Wildberries пользуются миллионы россиян. В стране, по заявлениям самой компании, нет ни одного города, где бы не было пункта доставки товаров. Оборот маркетплейса составляет 538 миллиардов рублей (почти 5 миллиардов евро).

Произошедшее 18 сентября одна сторона конфликта изначально называла переговорами, а другая – рейдерским захватом. Когда разговор не сложился, в ход пошло оружие. Так в России выясняли отношения в 1990-е. Главари "забивали стрелку" и приходили на нее, взяв с собой оружие и побольше мужчин спортивного телосложения. Те, к кому они приходили, встречали во всеоружии.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Что на самом деле стоит за скандалом вокруг супругов Бакальчук и Wildberries?

Считающий себя пострадавшим от тех, кто хочет отнять бизнес, 47-летний сооснователь Wildberries Владислав Бакальчук родом из подмосковного города Люберцы. В 1990-е местные криминальные группировки только так и решали возникающие проблемы. "Хотел придти в офис, разобраться, что происходит, как провели такую сделку, что компания оказалась под контролем других людей", – написал на своем канале в Telegram Владислав Бакальчук.

Гендиректор маркетплейса и супруга Бакальчука Татьяна (они сейчас разводятся) описала произошедшее совсем иначе: "Вооруженные люди ворвались в наш офис, устроили перестрелку, погром. Погибли молодые ребята. Владислав, что ты творишь? Как ты будешь смотреть в глаза своим родителям и нашим детям?" Татьяна Бакальчук, соосновательница Wildberries и самая богатая женщина России, тоже считает себя пострадавшей. Говорит, что дело не в попытке захвата общего с мужем бизнеса, а в разводе с Владиславом.

О конфликте между супругами стало известно этим летом. Кризис в семейных отношениях, судя по многочисленным заявлениям обеих сторон, распространился и на бизнес. Владислав Бакальчук тогда объявил, что его незаконно отстранили от управления компанией. За помощью он поехал на Кавказ и обратился к главе Чечни Кадырову: "Жена ушла из дома. Связалась с непонятной компанией, которая выводит активы".

Выводящая активы непонятная компания, как позже публично уточнил Бакальчук, – это Russ Outdoor, один из крупнейших российских операторов наружной рекламы. Ей управляет 46-летний Роберт Мирзоян. Бакальчук утверждал, что именно он подтолкнул Татьяну к перестройке бизнеса. С июня супруги общаются через адвокатов или размещая видео в социальных сетях.

Среди тех, кто 18 сентября вместе с Владиславом Бакальчуком пришел в офис маркетплейса выяснять отношения, были как минимум три бойца смешанных единоборств с Кавказа и бывший прокурор из Чечни. В результате стрельбы погибли два человека. Накануне Бакальчука задержали на 48 часов до решения суда о дальнейшей мере пресечения. Его обвиняют в убийстве, в покушении на убийство, в покушении на сотрудника правоохранительных органов и в самоуправстве. Адвокаты Владислава Бакальчука надеются, что после изучения следствием предоставленных материалов и видеозаписей обвинения будут сняты.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Силовики пришли с рейдом на склад Wildberries в Подмосковье: они проверяют документы у мигрантов, уклонистов увозят в военкомат

Некогда семейный бизнес Wildberries, который вырос до гигантских масштабов, стал интересен различным группировкам. По данным СМИ, за Татьяной Бакальчук стоит российский сенатор от Дагестана Сулейман Керимов, а за ее мужем – глава Чечни Рамзан Кадыров.

"Кадыров всегда играет на грани фола и очень четко чувствует границы дозволенного. А в этой истории он немножко перешел эту границу, не совсем предполагая, что в офисе Wildberries к визиту чеченцев готовы. Люди Кадырова думали, что они придут в офис, попугают и быстренько эта ситуация каким-то образом вернется в предыдущее русло: люди сядут за стол переговоров и начнут обсуждать", – объяснил в интервью Настоящему Времени генеральный директор "Трансперенси Интернешнл – Россия в изгнании" Илья Шуманов, напомнив, что сделку по объединению Wildberries и Russ Outdoor одобрил Путин, а другом и партнером Керимова называют Антона Вайно – руководителя администрации президента РФ.

"Сейчас пытаются сделать из Владислава Бакальчука козла отпущения: на него навешивают все проблемы, связанные в том числе и с погибшими людьми. А Кадырова будут потихонечку подвигать, но неформально попытаются объяснить, что он вышел за пределы своих полномочий, формальных и неформальных. Что касается самого Wildberries, то в его приобретении заинтересованы государственные банки и другие маркетплейсы, как например Ozon. А Сулейман Керимов зарабатывает деньги на получении контроля над проблемным активом и выступает гарантом сделки. Дальше этот актив перераспределяется в пользу какого-то третьего лица или бизнес-группы", – считает Илья Шуманов.