В Кыргызстане почти 95 процентов граждан с ограниченными возможностями не могут устроиться на работу. Работодатели игнорируют требование обеспечить им хотя бы пять процентов рабочих мест. В Бишкеке прошел форум, посвященный Международному дню людей с инвалидностью, который отмечается третьего декабря.
19-летнего студента Зиядулло Атакузиева пригласили на форум из Оша. Он рассказывает об успешном кейсе по доступу к образованию. А также о том, что путь к отелю, где проходило мероприятие, в инвалидной коляске оказался практически непреодолимым. Через каждый десяток метров – препятствие в виде ступенек. "Без пандусов я не имею доступа к зданию. Даже общественные туалеты недоступны для нас. Мы вынуждены терпеть вот это. И на работе то же самое", – говорит он.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: "Могу все, но не умею клеить ресницы". История кыргызстанки без руки и без кисти на второй руке, которая мечтает стать визажистомУ Зиядулло – детский церебральный паралич. Но болезнь и буллинг в школе не остановили его в достижении цели – обязательно поступить в вуз. Сейчас он студент второго курса Ошского кыргызско-узбекского университета. Мечтает в будущем открыть свою IT-школу. Говорит, будет рад, если на форуме ему удастся своим примером вдохновить других.
О сложностях в своей жизни рассказывает и бишкекчанка, PR-менеджер организации "Равенство" Виктория Бирюкова. Сейчас ей 27. В 13 случился инсульт. Благодаря усилиям родителей Виктория прошла курс реабилитации, встала на ноги, окончила школу, затем национальный университет. Отучившись в вузе, девушка, по ее словам, попала в замкнутый круг: государство потребовало от нее компенсацию за бюджетное обучение в университете. В учебном же заведении заявили: "Пока не отработаешь – диплом не получишь". "Все отказывали мне. Приходила я в вуз с этой справкой с отказом, что меня не берут, в вузе мне так же руки в боки: раз вы не отработали на государство, то дипломов вам не видать", – рассказывает она.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: "Цель – не деньги и слава". Программисты и врачи из Кыргызстана создали уникальный биопротез рукиВ итоге после нескольких лет хождений по инстанциям с помощью правозащитных организаций Виктория все-таки получила заветный диплом филолога, но устроиться по специальности все равно не смогла, несмотря на то, что в Кыргызстане действует система квот. По закону работодатель обязан предоставить 5% из числа рабочих мест для лиц с особенностями здоровья. Но практически мало кто эти требования выполняет. "Частный сектор, если он может взять здорового человека либо с какими-то ограничениями, он возьмет здорового, – считает заместитель председателя кабмина Эдиль Байсалов. – Потому что он не должен решать какие-то социальные проблемы за свой собственный счет, он думает прежде всего о прибыли. Другое дело, если государство будет стимулировать, субсидировать это".
Но и в государственных организациях квота соблюдается в редких случаях. При этом разговоры о субсидировании трудоустройства лиц с инвалидностью чиновники ведут ежегодно с приближением третьего декабря. После – все остается, как прежде. Почти 95% граждан с особенностями здоровья остаются безработными. Всего же в Кыргызстане насчитывается свыше 200 тысяч человек с ограниченными возможностями здоровья как в ментальном, так и физическом плане.